В 2015 году украинские власти не сократят расходы на войну, а даже увеличат (5,2% ВВП на военные расходы в бюджете 2015 года — авт.), а граждане Украины будут вынуждены ещё больше ужаться в своих расходах. Вспоминается известный анекдот про новость о повышении цен на водку в семье алкоголика.
Чтобы списать экономические трудности в стране на борьбу с «российской интервенцией», украинские политики в последнее время говорили, что каждый день на войну тратится 95 млн. гривен. Если поделить эту цифру на 30 с небольшим миллионов людей, оставшихся на Украине (официальное число граждан минус Крым, ДНР, ЛНР и живущие за пределами Украины — авт.), то получится, что на одного человека военных расходов приходится около 3 гривен в день. Неужели эти три гривны подорвали украинскую экономику сильнее, чем разрыв хозяйственных связей и разрушение государственного механизма, пусть плохого, но обеспечивавшего стабильность?
Одним из характерных итогов «революции достоинства» стало то, что курс национальной валюты упал с 8 до примерно 20 гривен за доллар, а валютные резервы страны с 20 до примерно 8 миллиардов долларов к концу 2014 года. Вот такая рокировочка!
Суммарный внешний украинский госдолг с конца февраля по конец ноября увеличился на 2,6 млрд. долларов. Внешний госдолг вырос с 27,9 млрд. долл. до 31,7 млрд. долл., а внешний гарантированный государством долг, включавший, в частности, нафтогазовские облигации, понизился с 9,3 млрд. долл. до 8,1 млрд. долл. Таким образом, за счёт расходования валютных резервов и увеличения госдолга в марте-ноябре была осуществлена подпитка экономики в размере 15 млрд. долл. На что пошли эти доллары, это уже другой вопрос.
В следующем году такие вливания в экономику уже будут недоступны, что прежде всего почувствуют простые жители Украины. На диаграмме ниже показаны основные долги в валюте, которые украинские власти должны погашать в следующем году. На графике не показано обслуживание кредитов от международных организаций (небольшой плюс к столбикам на диаграмме), а также не показаны платежи Нафтогаза за газ, которые по-прежнему останутся по факту в компетенции Кабмина и Нацбанка (плюс порядка 7-8 млрд. долл. за год).
Источник данных: Минфин Украины, МВФ, расчёты автора
Как видно из диаграммы, практически весь год украинским властям надо будет платить по валютным долгам около 0,5 млрд. долл. в месяц. Эта сумма вполне может быть покрыта за счёт займов МВФ, США и ЕС. Велика вероятность, что Украина задержит выплаты по еврооблигациям, погашаемым в декабре 2015 года, покупка которых была полностью профинансирована Россией в декабре 2013 года.
Конечно, при оптимистическом сценарии украинские власти, столкнувшись с невозможностью профинансировать все необходимые расходы, изменят свою политику на более разумную. Но сейчас это уже выглядит совсем нереалистичным. Неужели те, кто развязал год назад практически горячую войну против России на территории Украины и за счёт её народа, не подкинут в топку войны при необходимости ещё несколько миллиардов долларов?
Россиянам ни в коем случае нельзя обольщаться и расслабляться в наступающем году. Война уже перенесена на территорию Российской Федерации. В последние дни это особенно заметно по всевозможным трудности, создаваемым США и оккупационным украинским режимом жителям Крыма.
Очевидно, что нарастающее недовольство украинского населения резко снижающимся качеством жизни будет вызывать стихийные протесты почти во всех регионах. У власти не будет возможности полностью их задавить. Во-первых, власть имеет ярко выраженный мозаичный характер, отсутствует единая вертикаль власти. Во-вторых, на руках у населения много оружия, и оно сконцентрировано в руках всевозможных батальонов, способных осуществить новый государственный переворот. «Революция патриотизма и порядка» — примерно такое название может получить новый переворот — может быть профинансирована и организована региональными олигархами совместно с профессионалами по созданию «управляемого хаоса» в странах-мишенях.
Не исключено, что в Европе будет нарастать предчувствие последствий возможного нового переворота, который приведёт к власти в соседнем с ЕС государстве ещё более неадекватных персонажей. Есть, пускай и небольшой, шанс, что эти опасения при благоприятном стечении обстоятельств и соответствующих усилиях с российской стороны могут возобладать в Европе. Эти тревожные ожидания могут стать более весомыми, чем совершенно иррациональные фобии по отношению к России и вполне рациональные ожидания наказания европейских бизнесов и политиков со стороны США.
Опять же есть небольшой шанс, что опасения ЕС иметь на своих восточных границах «управляемый хаос» могут подвигнуть европейских политиков к более взвешенной позиции. В свою очередь, доведённое до нищеты и отчаяния население Украины сможет принять более разумные попытки выхода из кризиса, если они будут исходить от «моральных авторитетов», живущих на Украине, и политиков Запада. В этом случае возникнет опять же небольшой, но важный шанс избежать развёртывания полномасштабных военных действий и приступить к долгому и тяжёлому, но мирному разрешению украинского кризиса.
Но к сожалению, россиянам надо быть готовым к тому, что кризис, организованный сначала на Украине, может быть запущен на более высокий виток спирали, с резким усилением агрессии против России на всех фронтах одновременно: экономическом, государственно-управленческом, информационном, инфраструктурном, диверсионном, олигархическом, майданном, военном. Если войну всё-таки будет выведена на более высокий уровень, не Россия будет в этом виновата. Придётся принимать вызов. Сила — в правде. И в силе.