Заявление, чётко озвученное Кремлём, возможно, прерывает четвертьвековую эпоху мировой политики после окончания холодной войны. Невозмутимо сказано, что президент Владимир Путин одобрил определённые изменения («уточнения») российской военной доктрины.
Совет Безопасности России выделил и развил мысль, что уточнения имеют отношение к некоторых событиям последнего времени. Но главным образом представляется, что пересмотренный вариант выдвигает на первый план расширение военных возможностей НАТО как одной из основных угроз национальной безопасности России.
Документ сигнализирует, что НАТО активно продвигает развёртывание глобальной системы противоракетной обороны, увеличивая свой военный потенциал, нарушая нормы международного права, присваивая себе глобальные полномочия и развёртывая военную инфраструктуру альянса у границ с Россией, в том числе за счёт расширения альянса. Лейтмотивом пересмотренного документа стало расширение НАТО до границ России. Обжёгшись на молоке, дуют и на воду, как в таком случае говорят. Россия не полагается на волю случая, учитывая вероятность того, что США настаивают на членстве Украины в альянсе.
У Москвы были основания подозревать о скрытых мотивах принятия украинским правительством, сплошь и рядом состоящимо из проамериканских личностей (включая министра финансов, когда-то бывшего чиновником американского государственного департамента — авт.), резолюции об аннулировании «внеблокового» статуса страны. Реакция Москвы была мгновенной и решительной: предупреждаем, что членство Украины в НАТО «затронет интересы национальной безопасности России и вынудит нашу страну ответить соответствующим образом».
Итак, перед лицом лобового столкновения с Западом Россия расширяет и усиливает потенциал сдерживания путём устрашения и ускоряет модернизацию Вооружённых Сил. Семьдесят процентов систем вооружений, используемых российскими вооруженными силами, и шестьдесят пять процентов стратегические наступательных вооружений должны быть модернизированы к 2020 году, на что будет потрачено около $ 400 млрд.
То, что Россия определила НАТО как угрозу собственной безопасности, имеет глубокие последствия. Условия безопасности в Европе изменились до неузнаваемости, и в американо-российском уравнении происходит большой сдвиг. В середине 1990-х годов с помощью подачек, предлагаемых Биллом Клинтоном (и Строубом Тэлботом) ельцинскую Россию «убедили» согласиться с расширением НАТО на Центральную Европу (презрев договорённости с Михаилом Горбачёвым времён воссоединения Германии), и в том, что Россия и НАТО будут самостоятельно закладывать опоры совместного сотрудничества. Со временем Россия была вынуждена принять нарастающее расширение НАТО на территории бывшего Советского Союза. Но Москва решила провести «красную линию», чтобы было понятно, что она не примет дальнейшего расширения альянса. Естественно, совет Россия-НАТО ушёл в историю.
Возникновение очага напряжённости в случае, если НАТО войдёт на Украину, возможность, которая больше не может быть исключена. Россия вынуждает Европу сделать выбор: будет ли она тащиться в хвосте американской политики расширения НАТО (и провоцировать ответные российские действия — авт.) или призывать к прекращению всякой дальнейшей экспансии? С другой стороны, Москва принимает во внимание, что способность Европы остановить проводимый Соединёнными Штатами план расширения НАТО также стала более ограниченной, чем когда-либо.
По-видимому, несмотря на появившиеся позитивные тенденции, сейчас в России также пришли к выводу, что США просто не допустят разрешения украинского кризиса, и проамериканское правительство во главе с президентом Петром Порошенко следует американскому сценарию. Несомненно, текущее охлаждение российско-европейских связей работает на стратегическое преимущество США.
Между тем, есть высокая вероятность того, что Россия обладает доказательствами, уличающими США и Украину в сбитии малайзийского рейса MH17 в июле. (См. мою предыдущую запись, «Кто сбил рейс MH17 над Украиной?» — авт.). Возможно, министр иностранных дел Сергей Лавров, уже медленно и неуклонно усиливает давление на Вашингтон и Киев. В данном российскому государственному телевидению в четверг интервью Лавров с усмешкой заявил, что Соединённым Штатам и Украине придётся ответить на кое-какие каверзные вопросы:
«У нас до сих пор нет ответов на наши вопросы. Где данные с американских спутников, которые видели этот район в тот трагический день? Где данные с самолётов «АВАКС» американских, которые летали над этим районом? Где, в конце концов, показания диспетчеров днепропетровских, которые вели этот участок неба над Украиной? Мы также, что немаловажно, давно попросили предъявить нам журнал вылетов боевых самолетов Украины, которые базируются в этом районе».
…лишь только говорят нам, что во всём виновата Россия, во всём виноваты ополченцы, а все вот эти вопросы, они нацелены на то, чтобы запутать расследование»….
Невозможно прикидываться такими «непонимающими» людьми, когда раз за разом выдвигаются предельно конкретные вопросы. На них придётся отвечать… мы возбудили уголовное дело… этот процесс невозможно будет игнорировать… и на эти вопросы рано или поздно придётся ответить».
Наверняка новому году суждено начаться с враждебной главы в российско-американских отношениях. Накапливаются доказательства, что критически оценивая «полную картину» выстраивания Соединёнными Штатами всеохватывающих угроз коренным и жизненно важным интересам России, Москва перестаёт церемониться, вместо того чтобы оставаться на оборонительных позициях, как это было не столь давно. Московское отделение информационного агентства «Синьхуа» в своём отчёте цитирует российских экспертов, которые полагают, «что Западом против России, вероятно, будут введены дальнейшие санкции, хотя также возможны и непрямые военные столкновения, особенно на украинских территориях, между войсками России и НАТО».
Перевод — ПолиСМИ