Например, примечателен тот факт, что первыми волну недовольства подняло «либеральное» крыло журналистского цеха, поддерживавшее и Евромайдан, и то, что начало происходить после его победы. Впрочем, удивляться тут нечему. Новое ведомство, возглавленное топ-менеджером президентского «5-го канала» и кумом Петра Порошенко Юрием Стецем, не только вводит в стране монополию на правду, но и, по сути, берёт под контроль денежные потоки, вливаемые во многие украинские СМИ всевозможными фондами и общественными организациями.
Монополия на правду фактически существовала у нас с первого дня новой власти, а информационная политика глобальных СМИ по основным политическим вопросам была весьма однородной. Более-менее альтернативное мнение, идущее вразрез генеральной линии, было загнано в подполье, а самых яростных оппонентов режима доставали даже в социальных сетях, блокируя, например, их страницы в Facebook.
Поэтому, если появление нового министерства и усложнит жизнь оппозиционным журналистам, называющим вещи своими именами, то к этим трудностям в условиях жесткой негласной цензуры они уже были морально готовы. Просто придётся ещё внимательнее чтить Уголовный кодекс и отрабатывать внутреннюю самоцензуру.
Тем же, кто привык «пилить чёрный нал», теперь стоит не только поумерить аппетиты, но и конкретно прогнуться. И если крупные СМИ, принадлежащие украинским олигархам, никуда не денутся (разве что, будут ещё лояльнее к политике президента), то журналистам-пропагандистам будет очень нелегко. Придётся вспоминать, как это — писать статьи.
Министерство, в частности, будет формировать стратегию информационной политики государства, исследовать влияние СМИ на сознание общества и контролировать достоверность информации в принципе. Так что, вместо «джинсы», журналистам теперь стоит готовиться к возвращению темников.
Лично для меня — удивительно, что подобное министерство было создано лишь сейчас, а не во времена прошлой «оранжевой власти». Помнится, именно Юлия Тимошенко официально запретила СМИ критиковать свою работу, а некоторые её апологеты всерьёз думали о том, как закрыть социальную сеть «ВКонтакте».
Я пишу о политике ещё со времён Леонида Кучмы, и понимаю, что никогда настолько не подбирал слова, как сегодня. И дело — не в министерстве. Говорить сегодня правду, не идущую вразрез закону, но не соответствующую официальной позиции государства — это уже на грани.
Потому что главенствует на Украине не принцип верховенства права, а банальная политическая конъюнктура.
Виктор Янукович же, со всей своей диктатурой, о таком ручном органе мог только мечтать. Впрочем, и милиция строительные заборы, как это происходит в Киеве, тогда не защищала. Да, было время…
Страшнее же всего то, что министерство информполитики — это только первая ласточка в процессе построения на Украине реальной политической диктатуры. Следующим шагом (и о нём всё чаще говорят политики) вполне может стать изменение Конституции и лишение всех несогласных украинского гражданства. Так что, всё у нас впереди.