Когда Россия, Украина и ЕС подписали трёхстороннюю договорённость о графике погашения задолженности и поставках газа на Украину в зимний период, предполагалось, что в ноябре и декабре Украина импортирует по два миллиарда кубометров газа (суммарно четыре миллиарда кубометров). Это позволило бы сэкономить газ в украинских хранилищах к январским и февральским холодам, тем более что и к началу отопительного сезона газа там оказалось меньше, чем плановый объём.
Однако вскоре украинская сторона объявила, что закупит только 400 миллионов кубометров в ноябре и 600 миллионов в декабре. А позже что, возможно, вообще сможет обойтись до нового года без российского газа. Официальное объяснение — с января газ для Украины (из-за снижения нефтяных цен) станет чуть дешевле.
Первый транш (1,45 миллиардов) долга Киев перевёл, «Газпром» выставил счёт на предоплату на ноябрь. Счёт — на два миллиарда кубометров (по 378 долларов за тысячу), но оплачивать его можно по частям, то есть фактически на необходимые объёмы.
Пока оплаты и заявок на поставку от Украины не поступало.
Нужно сказать, что в уменьшении объёмов газа, которые планирует купить Украина в ближайшие два месяца, есть для нас и плюс. Почему? Можно было предположить, что если Киев закупит в эти два месяца четыре миллиарда, которых ему недостаёт для того, чтобы с трудом пережить зиму, то откажется платить вторую часть долга (1,6 миллиардов). Без которой «Газпром», согласно договорённостям, не будет ничего поставлять в следующем году. Так что, по крайней мере, такого варианта удалось избежать.
Так или иначе, новый поворот сюжета в, казалось бы, ставшей чуть более предсказуемой украинской газовой саге стал причиной новых комментариев о перспективах зимнего газового транзита.
По одной из версий, активное и досрочное использование Украиной газа из ПХГ может привести к катастрофическим последствиям для зимнего газоснабжения Европы, а задумана эта операция совсем не на Украине и не в Европе.
Позволим себе не согласиться с такой трактовкой. Как мы уже неоднократно отмечали, обобщённый заокеанский обком скорее не заинтересован в проблемном транзите через Украину этой зимой. По крайней мере, через сложности с ПХГ. Ведь даже при полупустых укрПХГ катастрофы не будет (о чём ниже), а вот небольшие подмерзания только стимулируют ЕС к строительству «Южного потока».
Сложившееся положение дел объясняется проще. Демонстративно и активно тратя сейчас газ из ПХГ, Украина таким способом просто нервирует Европу, пытаясь вытрясти из неё денег. Ведь после той самой трёхсторонней встречи стало понятно, что ЕС не готов расплачиваться по украинским долгам. А ведь ещё нужно оплачивать вторую часть долга, да и закупки самого газа.
В другом комментарии автор хотя и придерживается скорее противоположного взгляда на политическую подоплёку газового конфликта, но в результате приходит примерно к тем же выводам.
Проблема в обоих случаях фактически сводится к «уникальным газовым хранилищам» TM Украины, без которых Россия якобы вообще не сможет обеспечивать зимний транзит. Но так ли это?
Украинская ГТС сама по себе способна транспортировать все необходимые объёмы газа. «Узкое место», как считается, находится на российской территории, поэтому «Газпром» каждый год настаивает на том, чтобы около 15 миллиардов кубометров Украина закачивала в ПХГ (напомним, что формально они идут как раз для внутриукраинского спроса). Таким образом, импорт Украиной газа в штатном режиме оказывался равномерен в течение года 15 миллиардов в ПХГ в тёплый период, оставшиеся 15 миллиардов в отопительный сезон для дополнительного потребления.
Конечно, «Газпрому» такая равномерность очень удобна. Но сможет ли он гарантировать своими поставками зимние пики спроса, где обычно и помогали хранилища, самостоятельно? Последние годы проверить это возможности не было. Ведь даже кризис 2009 года фактически был связан не с хранилищами, а с блокированием транзита.
Проблемы теоретически может быть две. Во-первых, узкие места в трубопроводной сети. Во-вторых, ограничения по возможностям сезонного манёвра в добыче. Но проблемы узких мест последние годы должны были решаться. Ведь уже давно взят курс на отказ от украинского направления транзита, то есть при поставках газа уже не задействуешь хранилища (компенсирующие их дополнительные объёмы ПХГ в самой Европе будут намного меньше).
Кроме того, в этом году подготовился «Газпром» ещё одним способом: он закачивает рекордные 72 миллиардов кубометров в российские ПХГ, что тоже позволит стабилизировать поставки.
Каков масштаб проблемы?
Официально в укрПХГ не хватает около пяти миллиардов кубометров для планового прохождения зимнего периода. Но в этом году такие оценки очень формальны. Так как рассуждать в понятиях «сколько газа не хватает в ПХГ» было бы правильным, если бы газ из ПХГ откачивался равномерно, а одновременно проходил импорт газа из России. Если же Киев интенсивно начнёт отбирать газ исключительно из ПХГ, то в состоянии опустошить хранилища как раз до самых морозов середины зимы. Поэтому для оценок лучше представлять, что газа в ПХГ нет вообще, то есть необходимо компенсировать все стандартные 15 миллиардов кубометров.
Как ни странно, это не так сложно. Если мы посмотрим на запасы газа в хранилищах ЕС, то в системе учёта GSE в этом году запасы к окончанию сезона закачки составили 78,5 миллиардов кубометров против 65,9 миллиардов кубометров годом ранее. То есть здесь мы видим 12 миллиардов кубометров дополнительного газа. Кстати, в европейских ПХГ около пяти миллиардов кубометров газа принадлежит непосредственно «Газпрому».
Так что при прочих равных условиях Европа в состоянии компенсировать отсутствие газа в укрПХГ даже избытком запасов в собственных хранилищах.
Кроме того, не следует забывать, что обсуждение возможных проблем с обеспечением транзита ранее основывалось на полноценном функционировании украинской экономики. Сейчас же не работает масса предприятий, а домохозяйства и коммунальные службы принимают меры по экономии топлива.
В свою очередь, «Газпром» в последних договорённостях хотя и не ставил ограничений по объёмам закупки для «Нафтогаза», но определил предельный объём суточной поставки в 114 миллионов кубометров в день.
Справочно: украинский баланс сейчас выглядит оценочно следующим образом: 50 миллионов в день собственной добычи, 40-60 миллионов из ПХГ, около 30 миллионов по реверсу. Итого, 120-140 миллионов в день. Но это, конечно, пока не наступили холода. Тогда спрос может увеличиться до 250-300 миллионов кубометров в сутки.