2 ноября в Донецкой и Луганской областях прошли выборы, ставшие очередным шагом к легитимизации ДНР и ЛНР. Киев, как мог, пытался их дискредитировать, рассказывая о массовых акциях протеста переселенцев в Днепропетровске, показывая жалкий митинг трёх калек в украинском Славянске, демонстрируя бюллетени с надписями «Скоро за вами придет украинская армия».
СБУ попыталась запугать жителей Донбасса возможными терактами и провокациями, однако само ведомство Наливайченко для жителей Краснодона или Луганска страшней любых терактов. Не сработали и угрозы: Служба безопасности Украины уже предупредила, что разберется с участниками фарса под названием «выборы на Донбассе». Иностранных наблюдателей объявят персонами нон-грата, а те, кто голосовал, становятся причастными к «свержению государственного строя».
СБУ по факту выборов 2 ноября уже возбудила уголовное дело. Однако это «размахивание кулаками» никого не пугает: кроме заявлений и криков «сами дураки» хунта ничего позволить уже не может. Даже Порошенко ограничился вялым заявлением о том, что выборы на Донбассе Украина и Европа не признают. О какой-то силовой реакции и речи не шло: украинская власть довольно спокойно реагирует на процесс самоопределения ДНР и ЛНР.
Порошенко куда больше волнуют собственные перспективы, чем будущее Донбасса, с потерей которого он смирился. Правда, «киборги», пока шло голосование, чего-то там отбили в Донецком аэропорту и вывесили сразу три флага Украины, но это больше рефлексия, чем победа. Тем более, верховный главком их даже не поблагодарил. Поскольку понимает, что происходит: оформляется Новороссия.
На участках для голосования в ДНР и ЛНР очереди были как в Мавзолей, это фиксировали и украинские и международные наблюдатели. Да, они приехали, в частности, представители Франции и Германии, ОБСЕ. И подтвердили, что несмотря ни на что, вопреки террору и войне, люди шли голосовать. Наличие международных «соглядатаев» — еще одна оплеуха официальному Киеву, который уверял, что европейская и мировая общественность никогда не допустят участия своих наблюдателей в выборах 2 ноября.
Крайне высокая явка — это еще один удар под дых Киеву: на недавних парламентских выборах голосовать за хунту пришло от силы 40% избирателей, 15% пришлось дорисовать, в восточных регионах явка была нулевая. В Донецке же 2 ноября явка превысила 80%, в Луганске — немного меньше.
По результатам экзит-поллов, в ДНР лидирует Захарченко, в ЛНР — Плотницкий. Те, кого на Украине называли «клоунами», про кого «Интер» снимал издевательские мультики, враз стали партнерами для переговоров: Россия признала выборы и посоветовала Киеву начать диалог с новой властью Донбасса.
Украинской власти ничего не оставалось, как саркастически кривиться: мол, явка составила более 100%. Также украинские СМИ сообщали, что на участках устраивали концерты и продавали недорогие продукты. Но характеристика процесса выглядит у них весьма жалкой. Например вот так:
«Сотни людей в очередях, музыка советских времен и боевики — так выглядел фарс под названием выборы на Донбассе. Электорат — в основном вооружённые мужчины, или гражданские преклонного возраста. Кое-где псевдовыборы больше были похожи на базар. Перед участками продавали овощи — цена за килограмм — гривна. Непосредственно на участках избиратели с не меньшим увлечением выбирали булочки и кандидатов.
Тем не менее, очереди на псевдовыборы кое-где были длинными. Учитывая то, что на контролируемой ополченцами территории осталось много людей с пророссийскими взглядами, можно предположить, что действительно они искренне шли голосовать за вымышленную «Новороссию», «ДНР», «ЛНР» или просто мир. Ведь лидеры ополчения обещают выбить из Донбасса украинскую армию. А украинскую армию им подают как враждебную», — вещают украинские каналы.
Однако некоторые телеканалы все-таки показали картинку: энтузиазм местных жителей и огромные очереди к избирательным урнам.
В мае, при проведении референдума, украинские медиа и Порошенко опозорились, рассказывая, что никто не пришел голосовать, тогда как мировая телекартинка показывала людей, осаждавших участки. Еще одно: укрСМИ практически не говорят о нарушениях, поскольку их не зафиксировано, тогда как на Украине еще не утихли скандалы по поводу грубейших подтасовок и фальсификаций на выборах в Верховную Раду.