Кадет Биглер, страдавший манией полководческого величия, еще по дороге на фронт начал делать наброски своих будущих военных мемуаров. Он исписал целую тетрадь описаниями того, как австро-венгерские войска под его командованием наносят одно за другим поражения русской армии.
Следя за выступлениями пана Порошенко в парламенте Канады и в конгрессе США, невольно вспоминаешь о полёте воображения скудного умом кадета…
Оказывается, до полной победы над российскими войсками в Донбассе нужно всего лишь американское оружие. «Пожалуйста, поймите меня правильно. Наши солдаты нуждаются в летальной военной помощи для сражений на востоке Украины. Одеяла и приборы ночного видения — это хорошо. Но войну нельзя выиграть одеялами». При этом Порошенко не жалеет красок, описывая коварство и вероломство России, которую нельзя победить, не получив американское оружие.
Чтобы американская аудитория не сомневалась в широте его геостратегического мышления, Порошенко сообщил ей: «Ни за какую цену, ни при каких условиях мы не смиримся с оккупацией Крыма. Завершение оккупации и аннулирование аннексии Крыма являются обязательным условием нормализации отношений между Россией и Украиной. Это является неотъемлемым условием крымчан». И добавил, что непременно вернет Крым в состав Украины, но «без войны».
Сто лет назад, когда командир кадета Биглера капитан Сагнер обнаружил у того наполеоновские планы, то просто посмеялся над ними. А вскоре кадет ослаб животом и использовал свои рукописные грезы в клозете по назначению.
Сходство ситуаций и персонажей вполне очевидно, а вот возникающее различие несколько настораживает. Дело в том, что американские конгрессмены и канадские парламентарии над планами Порошенко глумиться не только не стали, но, напротив, с энтузиазмом приветствовали его стратегические идеи бурными аплодисментами стоя.
В отличие от мудрого капитана Сагнера, американский президент даже дал новоявленному Биглеру в дополнение к уже выделенным 53 миллионам долларов гарантии под целый миллиард долларов в займах. Правда, уточнений о схеме этой ссудной операции не последовало. Канадцы тоже не поскупились и обещали заплатить за столь яркое выступление 200 млн. евро.
В целом же начальство гашековского Биглера оказалось более снисходительным к его милитаристским увлечениям, чем заокеанское начальство Порошенко. Оно, по всей вероятности, решило, что полезный дурак должен отработать свою роль до конца. Ведь на встречах и разговорах в Оттаве и Вашингтоне упор делался не на сохранение жизней граждан Украины, не на предотвращении нового кровопролития, не на вытаскивании Украины из глубокой экономической дыры, а на поддержке наполеоновских планов Петра Алексеевича. При этом никто не намекнул ему о полезной функции клозета.
Однако во всей этой истории имеется и положительная сторона. Поездка Порошенко в далёкую Америку развеяла некоторый туман и очень хорошо показала, чего в глазах украинского президента стоит перемирие с Новороссией и какой будет политическая линия Киева в ближайшее будущее.
Хотя, может быть, в отличие от Биглера, Порошенко просто притворяется Наполеоном. Ему ясно, что причина побед ополченцев не в том, что у украинской армии недостает американского оружия, а в решимости восставших вырваться из тисков режима, установившегося в Киеве. Может быть, в глубине души он понимает, что и его нелепые обещания вернуть Крым, а в особенности ссылки на поддержку крымчан (?) вполне достойны судьбы бумаг упомянутого кадета.
Однако он отрабатывает свой номер, потому что знает, с какой публикой имеет дело, и знает, чем можно заслужить у этой публики одобрение. Только при невозмутимом исполнении заранее подготовленного номера можно надеяться на помощь США.
Однако если П. Порошенко надеется, что, заработав на своих русофобских камланиях благосклонность, выраженную в конкретных цифрах денежных вспомоществований, он сумеет потом от взятых с него обещаний увильнуть, то тут может выйти ошибочка.
Он не кадет Биглер, а Обама — не капитан Сагнер. Милитаристский бред украинского президента под напором благодетелей и заимодавцев начнет материализоваться. Его заставят организовать системное давление по «крымскому вопросу», пресечь все надежды Новороссии на самоопределение и на самом деле выстроить «великую китайскую стену» по границе с Российской Федерацией как самую убедительную рекламу истинных намерений Запада. Всё, что наговорил Порошенко в Вашингтоне и Оттаве, ему не удастся спустить в клозет.
Сделав ставку на США, он, как и многие его предшественники в других частях света, окончательно превращается в покорного исполнителя воли заокеанских хозяев.