Украинский газовый фронт
С момента государственного переворота в феврале 2014 года Киев делает все возможное, чтобы разорвать отношения с «Газпромом». Результатом стало полное прекращение поставок российского газа Украине с 16 июня 2014 г. Сейчас спор разбирается в Стокгольмском суде, где Украина требует снизить цену на газ до 268,5 долл. за тысячу кубометров, а «Газпром» настаивает на погашении Украиной долга в размере 4,458 млрд. долл.
Стоит возникнуть хотя бы призрачной перспективе решения газовых споров с Россией, как украинские переговорщики дезавуируют все достигнутые договоренности, выдвигая новые условия. Например, по результатам августовских консультаций в ответ на предложение России возобновить действовавшую ранее 100-долларовую скидку на газ, что означало бы цену 385 долл. за 1 тысячу куб. м газа, Украина предложила ввести зимние и летние цены в 385 и 320 долл. соответственно. С этим предложением Киев собирался выйти на очередные российско-европейско-украинские консультации, намечавшиеся на 6 сентября, но буквально за неделю до встречи концепция Украины вновь изменилась. Теперь предлагается до решения Стокгольмского арбитража оплачивать поставки российского газа по цене европейского спотового рынка за вычетом расходов на транзит. Учитывая значительную разницу стоимости газа на спотовом рынке и при долгосрочных контрактах, предложение заведомо неприемлемое.
Еще одним требованием Украины является перенос пунктов приема российского газа на восточную границу, что означает необходимость пересмотра всех действующих контрактов «Газпрома» с европейскими партнерами. Естественно, при такой скорости изменения позиции Киева очередной раунд консультаций был сорван.
10 сентября П.Порошенко подписал закон о реформировании управления украинской газотранспортной системой. В законе говорится, что собственниками и самой ГТС, и подземных хранилищ газа могут выступать «исключительно государство» либо «юридическое лицо, которое принадлежит или контролируется резидентами государств-членов ЕС, США или Энергетического сообщества». 12 сентября вступил в силу Закон «О санкциях», позволяющий Украине вообще прекратить транзит российского газа в Европу.
Чем чревато прекращение транзита, объяснять излишне. Гораздо интереснее ситуация вокруг попыток Киева продать газотранспортную систему. Будучи одной из самых мощных в мире, ГТС Украины из-за недальновидной политики Киева постепенно утрачивает своё значение.
Если в 2007 г. через Украину транспортировалось 115 млрд. куб. м российского газа, то в первом полугодии 2014 года — лишь 36,571 млрд. Даже если предположить, что объемы прокачки окажутся прежними, это составит за год 73,14 млрд. куб. м. Причиной сокращения перекачки газа через Украину стало появление «Северного потока» и переориентация части транзита на Белоруссию. После реализации всех проектов суммарная мощность «Северного потока» в 55 млрд. куб. м, газопровода «Ямал — Европа» в 33 млрд. куб. м, «Южного потока» в 63 млрд. куб. м составит 151 млрд. куб. м в год, что на 30% превышает объемы транзита через Украину в 2007 году и более чем вдвое — прогнозируемый на 2014 год.
И это не считая второй очереди газопровода «Ямал-Европа», переговоры о которой ведутся с 2013 года. Модернизация же предложенной европейцам украинской трубы, которая требует вложений в размере 19,5 млрд. долл., целесообразна лишь в случае гарантированного транзита российского газа в максимальном объеме. А дать сейчас такие гарантии, учитывая критическое положение дел на Украине, не может никто.
Битва за «диверсификацию»
Парадоксальным образом угрозы заблокировать перекачку российского газа европейцам находят поддержку в самой Европе.
17 апреля Европарламент принял резолюцию, в которой призвал остановить строительство «Южного потока», настаивая на необходимости снижения зависимости ЕС от российских нефти и газа, в том числе «посредством диверсификации источников поставки энергоносителей, полной реализации третьего энергетического пакета и возможности приостановки при необходимости импорта газа». По требованию Еврокомиссии Болгария приостановила работы по реализации проекта. Европарламентарии не посчитались с тем, что замораживание проекта ударит не только по «Газпрому», но и по европейским учредителям проекта в лице итальянской ENI (20%), немецкой Wintershall (15%) и французской EDF (15%).
В случае остановки украинского транзита пострадают и страны Юго-Восточной Европы. Украинский маршрут обеспечивает 100% потребностей в газе Сербии, Молдавии, Словакии и Словении, 50% — Австрии, Греции, Чехии и Хорватии, 40% — Италии. И возможности перенаправить, например, недостающий газ из «Северного потока» в Болгарию не существует.
Политические соображения в Европе сегодня часто перевешивают здравый смысл. Иначе как объяснить обязательства европейских потребителей российского газа обеспечить реверсные поставки голубого топлива Украине в ущерб себе. Это уже вызвало проблемы с наполняемостью газовых хранилищ в европейских странах. В частности, ПГХ Венгрии оказались заполненными лишь на 50%. Австрия и Польша, дабы не нарушать обязательства перед собственными потребителями, отказались от реверсных поставок на Украину.
На этом фоне странно выглядят обязательства Словакии поставлять Киеву 10 млрд. куб. м газа в год. Для небольшой страны объем огромный, притом, что обеспечить реверсные поставки можно лишь в случае бесперебойного поступления газа с Украины. А уверенности в этом нет. Словацкая компания Slovensky plynarensky priemysel объявила, что получила на 10% меньше топлива через территорию Украины, а польская PGNiG по состоянию на 9 сентября недосчиталась 24% поставок.
По оценкам Energy Aspects, цены на газ в Европе в случае длительных перебоев в поставках топлива из России могут увеличиться вдвое. Несмотря на это, Еврокомиссия продолжает идти на конфронтацию. «Мы проанализировали российские предложения, — заявил представитель ЕК, — но считаем их неприемлемыми для Украины. Прежде всего, российская скидка формируется за счет отказа РФ от экспортных пошлин. Это решение российского правительства, а поэтому оно может быть изменено в любой момент. Но самое важное — эта скидка никак не меняет формулу цены российского газа для Украины». О европейских потребителях, рискующих остаться без тепла, брюссельский функционер не вспомнил.
Сланцевые иллюзии
Приверженность европейского истеблишмента интересам Украины в ущерб интересам самих европейцев находит объяснение в настойчивых попытках США захватить газовый рынок Евросоюза. По заявлению Б.Обамы, «США уже могут поставлять газа больше, чем требуется Европе». В действительности это не так. Для крупных поставок газа из США в Европу отсутствует инфраструктура для сжижения и перевозки газа, которая может быть создана не ранее 2020 года. По оценкам рейтингового агентства Fitch, если все 37 проектов по строительству СПГ-заводов в США ориентировать на экспорт, их хватит лишь для удовлетворения 68% потребностей Европы.
Кроме того, возможности «сланцевой революции» сильно преувеличены. По данным геолога Дэвида Хьюза, затраты корпораций на бурение более чем 7 тысяч скважин в США составили 42 млрд. долл., а прибыль от продажи добытого сланцевого газа — 32,5 млрд. BP заявила об убытках в 5 млрд. долл., английская BG Group потеряла 1,3 млрд., а бывший лидер сланцевой индустрии Chesapeake Energy оказалась на грани банкротства. В 2013 году в США не осталось ни одной прибыльной скважины, добывающей сланцевый газ.
Как отмечает Б.Пауэрс в книге «Холод, голод и потёмки: развенчание мифа о природном газе», распространяемые американским правительством сведения о запасах сланцевого газа в США намного завышены. Возник огромный сланцевый «пузырь», который в скором времени лопнет. Добыча сланцевого газа может упасть гораздо раньше, чем будет построена инфраструктура его поставок в Евросоюз.
В настойчивых требованиях Вашингтона к Европе ввести энергетические санкции против России присутствует и еще одна фигура умолчания. Американская сланцевая индустрия ориентирована на поставки газа на азиатские рынки, где его стоимость составляет около 500 долл. Расчёты американских компаний на экспорт своего газа в Евросоюз предполагают повышение цены «голубого топлива» для европейцев как минимум до этого уровня. Это напрямую связано с политикой Вашингтона, направленной на разрушение системы поставок российского газа в Европу и создания там искусственного дефицита, ведущего к неминуемому росту цен.
* * *
Избрав курс на конфронтацию с Россией в газовом вопросе, Брюссель не просчитал последствий. Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств возможностей полностью отказаться от российского газа у Европы не существует. Россия же может переориентировать поставки энергоносителей на азиатские рынки. Подписан «контракт века» с Китаем, запущено строительство магистрального газопровода «Сила Сибири».
Можно вспомнить о просьбах Японии провести газопровод от Сахалина до Хоккайдо, о планируемом в ноябре 2014 г. подписании договора с Китаем о поставках предназначенного для Европы газа через газопровод «Алтай». После встречи 11 сентября 2014 г. в Душанбе президентов России, Монголии и Китая этот проект получил новую жизнь. Европейцам ещё придётся подумать, стоит ли спасение проектов сланцевой добычи в США энергетической безопасности Европы.
Автор статьи: Ольга Щедрова