Украинский вице-премьер по гуманитарным вопросам Александр Сыч в интервью одному из местных изданий заявил, что патриотически настроенные украинцы должны срывать концерты поп-звезд, продолжающих выступления в России «в условиях войны в Донбассе».
«Я полностью поддерживаю обструкцию в отношении таких граждан. Это здоровая реакция здорового организма на зараженные клетки», — заявил чиновник. Он одобрил поведение одесских евромайдановцев, которые в начале августа попытались сорвать концерт певицы Ани Лорак и обещали прогнать ее через «коридор позора» за недостаточно патриотичную позицию.
Кстати, все прегрешения Лорак сводились именно к тому, что она не отказалась от гастролей в России и якобы собиралась выступить в Крыму. Никаких высказываний против майдана артистка себе не позволяла, и даже записала песню о «небесной сотне».
Представитель Нацсовета Украины по ТВ и радиовещанию Ольга Герасимюк пошла еще дальше и прямо заявила, что украинские СМИ теперь не должны соблюдать стандарты журналистики и знакомить аудиторию с разными точками зрения. Правильная точка зрения только одна.
Например, нельзя даже транслировать выступления президента РФ Владимира Путина, потому что народу не нужно знать мнение «агрессора». При этом цензурой такие запреты Герасимюк не считает.
«Мы получили свободу слова, но так и не поняли ее сути. Сейчас с этим непониманием мы оказались на войне, не осознавая, что журналистика должна объединить профессионализм и патриотизм», — говорит Герасимюк.
Интересно, что еще совсем недавно Ольга Герасимюк, как и многие другие «демократичные» украинские журналисты, активно боролась с нарушениями свободы слова при Викторе Януковиче. Была даже создана организация «Стоп цензуре!», которая фиксировала каждый случай посягательств на журналистскую свободу. Последняя запись на страничке организации датируется 7 июля. Видимо, подразумевается, что теперь цензуры на Украине нет и бороться больше не с чем.
Публицист и политолог Владимир Корнилов считает, что в таких двойных стандартах нет ничего удивительного, и заявление Герасимюк всего лишь отражает уже существующую действительность.
— На Украине все это уже не просто декларируется, а внедрено на практике. Уже приняты законы и распоряжения Нацсовета по телевидению и радиовещанию, которые прямо делают то, что Герасимюк пропагандирует только на словах.
После победы евромайдана свобода слова на Украине свернута и сворачивается еще дальше, хотя, казалось бы, дальше уже некуда. Оппозиционные СМИ практически прекратили свое существование, любая критика так называемой «антитеррористической операции» преследуется.
Мало того, одна из главных «борцов» за свободу слова госпожа Лигачева с сайта «Телекритика», которая больше всех ратовала за соблюдение европейских стандартов, прямо призвала запрещать или преследовать каналы и газеты, которые смеют называть, по ее мнению, «сепаратистов» ополченцами или повстанцами. Так что это заявление Герасимюк — лишь малое звено в цепи слов и действий украинской власти.
«СП»: — При этом многие сторонники майдана, в том числе и в России, продолжают доказывать, что на Украине установилась демократия и свобода слова. Они не замечают того, что происходит, или сознательно закрывают на это глаза?
— В России есть либералы, которые спят и видят, чтобы там повторилось то же, что происходит сейчас на Украине. Все либералы, что украинские, что российские, как только приходят к власти, сразу становятся сторонниками жесточайшей диктатуры, и преследуют оппозицию и свободу слова так, как ни одному «антилибералу» и не снилось. Это уже проходили в России в 1993 году, а теперь в еще более жесткой стадии проходят на Украине.
Все, кто еще вчера говорил о свободе слова, демократии, западных стандартах прессы, стали их главными гонителями. Сейчас российская либеральная интеллигенция не замечает всех ужасов, которые творятся на Украине: в упор не видит нацистов, даже когда они пришли к власти, не замечает массовых арестов инакомыслящих, хотя за решетками уже не сотни, а тысячи людей, которые критикуют киевскую власть.
Но при этом шумит из-за двух-трех задержанных где-то на митинге в Москве. На самом деле эти люди всё прекрасно понимают, они готовы закрывать глаза на любые вопиющие нарушения прав человека, если это делается во имя прозападных ценностей и победы иного геополитического вектора развития и Украины, и России.
«СП»: — Кстати, западное сообщество активно критиковало Януковича за нарушения свободы слова, но сейчас их почти не слышно. Они тоже продолжат закрывать глаза на то, что происходит на Украине?
— Ну, конечно они будут закрывать глаза. В лучшем случае, покритикуют очень умеренно и сдержано за прегрешения гораздо более жесткие, чем те, что мог себе позволить Янукович. Но так происходит во всем мире. Запад пронизан двойными стандартами в отношении стран, которые следуют или не следуют курсу Вашингтона.
Например, сколько десятилетий не замечали нарушения прав человека в Пакистане, только потому, что он следовал курсу Белого дома? При этом за гораздо меньшие прегрешения критиковали Кучму, объявляя его чуть ли не главным тираном мира, или Лукашенко, «последнего диктатора Европы», как принято говорить в Америке.
Да если бы Лукашенко делал то, что творил Мушарраф в Пакистане, Мубарак в Египте или Пиночет в Чили, его бы давно подвергли ковровым бомбардировкам. Но странам, которые следуют прозападным курсом, в принципе можно всё. То же самое происходит на Украине.
Вспомните, как Януковича критиковали за так называемые драконовские законы, хотя там всего-то немного был увеличен срок за нелегальные митинги, нападение на милицию и так далее. Сейчас киевская власть принимает гораздо более жесткие законы и репрессии против инакомыслящих. Запрещают партии, лишают слова депутатов в Верховной Раде, закрывают каналы, захватывают газеты, и никто даже не пожурил их за это.
То, что творят карательные батальоны на Востоке Украины, уже понемногу начинает просачиваться в мировые СМИ, появляются сдержанные комментарии Amnesty International или Human Rights Watch. Но это несравнимо с тем, как критиковали Януковича. Это и есть те самые двойные стандарты.
«СП»: — В ситуации, когда украинское общество постоянно подвергается идеологической обработке, возможно ли его возвращение в нормальное состояние или Россия надолго останется для многих украинцев «врагом №1»?
— Конечно, похмелье и прозрение придут. Уже сейчас в разных частях Украины начали проходить антивоенные митинги, пусть и не очень масштабные. Уже появились недоуменные вопросы от тех, кто стоял на евромайдане за европейский уровень жизни: «А где же он, этот европейский уровень?» Когда у людей нет горячей воды, это точно не приближение к европейским стандартам.
Чем больше будет отдаление от этих стандартов на Украине, тем быстрее наступит прозрение. Рано или поздно сваливать все на Януковича, «клятых москалей» и Путина нынешняя власть не сможет. Они и сами это понимают, поэтому хотят как можно быстрей провести выборы, пока жители Украины не поняли, наконец, что виной всех бед и проблем, обрушившихся на них, стали тот самый евромайдан и люди, которые в результате пришли к власти.
Эту власть снесут, потому что то, как она управляет страной, не устроит жителей Украины или того, что от Украины останется. Но все это нужно пройти, переболеть. Очень многое в этом процессе зависит от России и от того, как она будет обходить барьеры в информационном поле, которые выставлены на Украине.
Я считаю, России нужно более активно доносить свою позицию до жителей Украины, которые оказались вне информационного пространства РФ, поскольку им отключили российские каналы. Нужно находить альтернативные источники донесения информации до жителей Украины и более активно действовать в этом плане.
Известный музыкант Юрий Лоза убежден, что чиновники не имеют права указывать людям, на чьи концерты им можно ходить.
— Думаю, что люди в свободной и демократической стране, какой считает себя Украина, должны сами решать, что им делать. Поэтому указывать гражданам, куда ходить или не ходить, что срывать, а что не срывать, ни один чиновник не имеет права.
«СП»: — Как обстоит ситуация с концертами российских исполнителей на Украине, например, могли бы вы поехать на выступление в Киев?
— Мои объявленные на Украине концерты, на которые уже шла продажа билетов, слетели еще в мае. Мне позвонили администраторы и сказали, что боятся их проводить, потому что пошли угрозы: «закатаем в асфальт», «убьем» и так далее. Я говорю и пишу то, что думаю, и понимаю, что мне сейчас на Украине лучше не выступать, потому что это вызовет определенное количество негатива, и никто не знает, как поведут себя экстремисты. Мне кажется, что в интересах самих артистов соблюдать осторожность, не разжигать этот негатив и не создавать ситуацию, которая может привести к провокации или даже теракту.
Был ведь случай еще в начале конфликта, когда у Саши Иванова слетел концерт на Украине, потому что кто-то позвонил и сказал, что заложена бомба. Людей вывели из зала, бомбу, конечно, не нашли, но концерт был сорван.
«СП»: — Как вы считаете, может ли дело дойти до официальных запретов на выступления российских звезд на Украине и наоборот?
— Думаю, мы должны быть умнее украинцев и не должны что-то запрещать украинским артистам, пускай они едут в Россию и работают. Хотя если сюда едет какой-то артист, однозначно заявленный, как враг нашей страны, нельзя гарантировать, что публика его хорошо примет, у нас же демократическое государство, где каждый может выражать свои взгляды.
Есть люди, которые себя никак не позиционируют. Например, Михаил Жванецкий недавно выступал в Одессе, и все прошло нормально. Он рисковал, потому что экстремисты, которые жгли людей в Доме профсоюзов, вполне могли устроить провокацию на его концерте. Но одесситы его любят, и он посчитал, что народ его защитит в случае чего. Я лично в Одессу не поеду, я не одессит, и вряд ли за меня кто-то будет подставлять собственную спину.
«СП»: — Представитель Нацсовета Украины по ТВ и радиовещанию Ольга Герасимюк заявила, что СМИ не должны представлять обе точки зрения. Как можно прокомментировать подобное заявление?
— В таком случае, какое право они имеют вообще называться СМИ? Средства массовой информации должны массово информировать людей. Назовитесь тогда министерством пропаганды и не крякайте. Это совсем другой орган. Зачем называть себя такими красивыми словами, как СМИ, если вы только пропагандируете? Если средства массовой информации не информируют, то это не СМИ, а мусор, и их нужно гнать в шею.
«СП»: — Тем не менее, такая пропагандистская политика кажется эффективной, все больше украинцев воспринимает Россию как врага. Можно ли будет исправить эту ситуацию?
— Знаете, общественным мнением управлять очень легко. Кто мог представить, что добрые буржуа Германии вдруг наденут СС-кую форму и начнут жечь людей в Дахау? Я как-то сидел в пивной, откуда начинался путь Гитлера. Более добродушных и доброжелательных людей на свете нет. И как эти люди могли пойти на Восток, в Drang nach Osten, представить невозможно. Тем не менее, это произошло. Всё меняется. Начинайте работать, и все будет нормально.
Известный российский продюсер Иосиф Пригожин уверен, что попытки запретить украинским исполнителям выступать в России не навредят никому, кроме этих исполнителей и самим киевским властям.
— Попытки использовать в этой вакханалии популярных людей — это дешевый популизм. Я вам так скажу, если они запретят украинским артистам выступать и зарабатывать в России, они сделают хуже только себе, потому что этим вызовут к себе еще больше ненависти. Давайте тогда сделайте железный занавес, раз вам так хочется.
Ни мы, ни наши коллеги по цеху не против, чтобы украинские артисты зарабатывали в России. Поверьте мне, сегодня это их единственный источник дохода, который позволяет им кормить семьи. Мало того, что они нас запрещают, так они еще и своим не дают зарабатывать. Это уже паноптикум, психиатрическое заболевание.
Знаете, есть такая клиника, называется она Кащенко, я предлагаю всех их поместить в одну психиатрическую больницу, чтобы они там мешали друг другу жить. Или можно собрать лучших врачей и дать диагноз каждому украинскому политику. Раньше в Советском Союзе люди, прежде чем пойти на какую-то должность, проходили обследование. Украинских политиков тоже нужно тестировать на наличие психических заболеваний.
«СП»: — А как обстоит дело с гастролями российских артистов на Украине, могут ли они там выступать?
— Может быть, и могут, но кто туда поедет? К нам поступают предложения посетить Украину, но мы считаем, что сегодня не время. Когда на Востоке гибнут люди, когда ситуация нестабильна в общем и целом, ездить и зарабатывать там деньги мы считаем неправильным. Мы сами отказываемся от этого, а не потому, что кто-то нас бойкотирует или саботирует.
Мы с нетерпением ждем мира и благополучия на Украине, надеемся на Минские соглашения. Честно вам признаюсь, у меня есть какая-то личная симпатия к Порошенко. Есть надежда, что он сможет привести страну к миру. Все-таки он бизнесмен, у него большая семья…
Но ему нужно избавиться от балласта, который сидит у него на шее. Возьмите Тимошенко, она уже дважды была у власти, дважды сидела, у нее 6-7 миллиардов долларов, ну, остановись ты уже, сколько можно терроризировать собственный народ и издеваться над русскими, что они тебе сделали? Я когда слышу эти их фразы о том, что русских надо уничтожать, поражаюсь: «Обкурились они там, что ли?»
«СП»: — Но ведь это действует на общество, некоторые украинцы разделают такие взгляды…
— Особенно агрессивно «защищают» Украину украинцы, которые живут за рубежом, в том числе в Канаде. Господа, а не проще ли вернуться на Украину и защищать ее там?
Вы даже не представляете, сколько в этом году было украинских туристов на курортах. Это не плохо, я к ним отношусь с уважением, но если вы хотите защищать свою страну, делайте это дома. Все это пахнет такой дешевизной… И всё равно, моя надежда на мир еще не умерла.