В самое ближайшее время этот человек займет очень важный пост в Новороссии. Я, правда, пока не могу сказать, какой. Просто обещал хранить тайну. Об этом намечающемся изменении в военно-политической биографии Жилина мне сообщили люди, которые первыми рассказали «Украина.РУ», что в ДНР произойдет рокировка — Александр Бородай будет заменен на Александра Захарченко. Поэтому у меня нет оснований им не верить.
Но и без этого Евгений Жилин является очень важной и весомой фигурой в Новороссии. Прежде всего потому, что возглавляет «Оплот», военизированную организацию, которая отлично проявила себя еще во время Евромайдана в Киеве. Именно её бойцы помогали «Беркуту» противостоять неонацистским бандам на Майдане.
Сегодня же оплотовцы являются составной частью ополчения Новороссии, а руководитель донецкого отделения организации Александр Захарченко стал, как известно, премьером ДНР.
У Жилина сложная судьба. Бывший офицер милиции. При Ющенко он отсидел срок по ложному обвинению. Потом по суду был оправдан. Все обвинения с него были сняты. После того как Янукович «сдал» Киев бандеровцам, Евгению пришлось эмигрировать из Украины в Россию, так как на него было заведено уголовное дело. Но и тут он не сидел сложа руки, а принял участие в создании армии Новороссии. С этого мы и начали нашу беседу.
-Как и когда появилось решение, что возглавляемая вами организация «Оплот» примет участие в русском восстании на Донбассе весной этого года?
— Специального решения никто не принимал. После нашего активного противостояния нацистам на Майдане со многих областей страны к нам начали поступать предложения добровольцев, желающих вступить в «Оплот». Так хаотично начали организовываться группы под знаменами «Оплот» в разных городах: Полтаве, Киеве, Запорожье, Донецке, Мариуполе, Луганске.
Во всех этих областях после собеседования я назначал лидера, и всех желающих с этого региона в дальнейшем мы направляли к нему. В Донецке таким лидером был выбран Александр Захарченко, нынешний премьер-министр ДНР. Честный патриот, любящий свою землю. Во взглядах на справедливое устройство государства мы с ним — единомышленники.
Как и в других городах, в Донецке «оплотовцы» участвовали в захвате админзданий. Однако благодаря группам Игоря Стрелкова, Валерия Болотова и многим другим противостояние в Донецке переросло в вооруженное. В других же регионах не хватило «детонатора», а весь потенциал угас, не будучи переведенным в следующую — силовую фазу. А вот донецкое отделение «Оплота» продолжило борьбу уже в следующей фазе. И продолжило ее благодаря правильному выбору лидера в лице Александра Захарченко.
- Кстати, «Оплот» ведь создавался в Харькове, почему же вы тогда не подняли восстание в Харькове, захватив местную ОГА?
— Ответил выше. Не было «детонатора». Не было оружия. Я не был морально готов убивать милиционеров или военных в то время с целью заполучить оружие. Другого оружия у нас не было. Кроме кулаков и сноровки. Не поддержанные местной элитой и из вне инициаторы «Русской весны» в Харькове были пересажены в СИЗО милицией. Просто не знали, что делать после захвата административных зданий. Захватывали что в Донецке, что в Харькове. Все одновременно. Но не было алгоритма действия.
- Многие говорят, что вы связаны с мэром Харькова Геннадием Кернесом. Это правда? Считаете ли вы Добкина и Кернеса предателями?
— Да, я знаю и Геннадия Адольфовича, и Михаила Марковича. Кернес — это законно избранный большинством харьковчан мэр. У меня были длительные и сложные отношения с ним. Я был арестован и находился в СИЗО около 3 лет за взрыв его автомобиля. Но в конце у нас выстроились отличные доверительные товарищеские отношения. Не всегда у товарищей могут быть одни и те же взгляды на одни и те же вопросы. Мы товарищи, но мы разные. Конечно, мне бы хотелось, чтобы Геннадий Адольфович, как Александр Матросов рванул рубаху на груди и бросился на пулемет. Но у него фамилия Кернес, а не Матросов. Поэтому не надо ожидать от лисы, что она будет вести себя как волкодав. Говорят, каждому человеку — своё место и время. Кернес хороший мэр, любит город. Часть этого города — его живая легенда. Но вот революция — не его. И, видимо, он не ощутил той поддержки, которая ему была нужна для решительных действий. В любом случае, сегодня Харьков цел.
- Как вы думаете, кто покушался на Кернеса?
— На Кернеса покушались люди по приказу Авакова. Это однозначно.
- «Оплот» взаимодействует с Народным фронтом Новороссии, возглавляемым Царевым? Один из членов руководства там, кстати, харьковчанин Константин Долгов, которому пришлось бежать из-за уголовного преследования киевской хунты.
— Конечно, взаимодействием. И Костю, и Олега я хорошо знаю. Оба уникальные люди. Олег очень смелый человек, но больше политик. Не человек войны. Костя — патриот, борец с нацистами. Участвовал в установке памятника Сталину. Это характеризующий поступок.
- Не могли бы вы рассказать о боевом пути «Оплота» в Новороссии? Где и в каких сражениях участвовала ваша организация? Какое количество бойцов на сегодняшний день у вас есть?
— Во всех столкновениях с киевской хунтой участвовали бойцы «Оплота». В настоящее время у нас около 1500 бойцов. Более 100 танков, БМП, БТР, ГРАДов. В общем, есть всё, кроме самолетов и вертолетов. Сейчас мы переходим от уличных групп к созданию регулярной армии. Последнее назначение руководителя Донецкого «Оплота» Александра Захарченко премьер-министром ДНР этому способствует. Могу сказать, что «Оплот» из-за того, что в него входило много спортивных ребят, а так же благодаря тому, что наша организация на протяжении последних четырех лет вела борьбу с нацистами на Украине, стала наиболее многочисленной группой, а затем и армией на территории ДНР.
Ещё раз хочу подчеркнуть особую заслугу в этом Александра Захарченко. Могу сказать, что во время референдума в ДНР все избирательные участки охраняли «оплотовцы». Многие желающие сопротивляться нацистам вступали в «Оплот».
- С чем связана замена Александра Бородая на одного из руководителей «Оплота» Александра Захарченко на посту премьер-министра ДНР? Получается, что теперь власть в ДНР принадлежит «Оплоту»?
— Я думаю, что у каждого своё время. Александр Бородай и Игорь Иванович Стрелков выполнили свою функцию. Они «сдетонировали» народ. Но в государстве должен быть местный лидер, а не из Москвы. Единственной достойной кандидатурой был руководитель Донецкого «Оплота» — Александр Захарченко, который, как и «Оплот», не запятнал себя за время противостояния негодяйскими поступками.
«Оплот» был единственной общественной организацией, которая боролась с нацистами на Украине с 2010 года! Других полевых командиров в ДНР лично я не замечал в антинацистском движении до 2014 года. Это были люди, внезапно почувствовавшие ненависть к нацизму и желание ему противостоять. Не всегда можно было понять, какие у них цели. Возможно, это просто стремление воспользоваться ситуацией, жажда власти. «Оплот» же был понятен. И его цели тоже. Они были сформулированы и доказаны в боях еще до 2014 года.
- Возможно ли, по-вашему, примирение между Новороссией и Украиной? Смогут ли они жить совместно в одном государстве? Или уже всё, корабль ушел?
— Примирение рано или поздно наступит. Но мы будем соседями, и нам придётся выстраивать взаимоотношения. Нам просто не нравятся нацисты. Их цели и методы, их кумиры и идеалы — они нам чужды. Я удивлён тому, что их поддерживает Евросоюз.
- Собираются ли власти ДНР бороться с мародерством и махновщиной в Новороссии? Не секрет, что иногда ополченцы «отжимают» машины у простых граждан.
— Да, это одна из первых задач. Именно после прихода «Оплота» к власти в ДНР мы будем наводить тут строгий порядок. Все будет справедливо и прозрачно. Скажем так, «отжимы» допускал предыдущий руководитель. Мы просто воевали. Возможно, именно из-за того, что для Александра Бородая эта земля была «не родная», он и не чувствовал такой заботы о тех людях, которые там живут. И именно поэтому нужен был Александр Захарченко. Человек, который не сможет сделать своим землякам «плохо» и будет охранять свою землю, потому что она его.
- Почему не добили вышедшую недавно из «Южного котла» группировку украинской армии? Что помешало это сделать?
— В этом котле украинская армия понесла потери до 6-7 тысяч человек. Плюс масса техники. Почему не добили? Ну, часть перебежала в Россию, а мелким группкам, может, и удалось проскользнуть. Если сравнить, сколько там было войск — как минимум четыре бригады и пограничники — и сколько удалось вырваться… Посчитайте.
- Считается, что одна из главных проблем Новороссии — это отсутствие единого командования? Когда оно у вас появится?
— Уже появилось. Это Александр Захарченко. «Оплот».
Александр Чаленко, корреспондент МИА «Россия сегодня» для «Украина.РУ»