Очередной «Боинг» из Канады приземлился сегодня в Киеве в 17:15 по местному времени. Прибыла очередная военная помощь нацистскому режиму под вывеской гуманитарной. На этом фоне идёт подготовка к проводке гуманитарного конвоя из России.
Пока с этим конвоем много неясного. Он должен пройти под эгидой Красного Креста. Но даже в этом случае Запад резко возражает против него, заявляя, что Россия может использовать гуманитарную миссию для поставки вооружений. Красный Крест — организация формально независимая, но всегда есть вероятность того, что в последний момент вильнёт в сторону, оставив Россию перед фактом сепаратных действий, что немедленно будет использовано против неё.
Второй неясный момент — куда именно пойдёт конвой. Есть два маршрута — непосредственно в Новороссию или вначале на территорию, подконтрольную нацистам, а уже затем передача его представителям Красного Креста.
В первом случае проблема безопасности колонны (или колонн) стоит в полный рост. Рассчитывать на то, что каратели не предпримут попытки атаковать, наивно. По своей привычке они тут же могут заявить, что колонну атаковали ополченцы, а если конвой откроет ответный огонь, то обвинят уже непосредственно Россию в «неспровоцированной агрессии».
Вообще идея гуманитарной миссии в столь неясном формате от начала и до конца находится под очень большими вопросами — на любом этапе Киев имеет возможность совершить провокацию.
Кроме того, перед Порошенко маячит 24 августа, как срок, к которому он должен предъявить своему озверевшему от крови электорату хоть какую-то значимую победу. Взятие Донецка — единственная достойная такому развитию событий цель. Кстати, не такая уж недостижимая.
Основные силы ополчения продолжают удерживать стратегические участки территории — и в первую очередь транзитную дорогу от Донецка до границы. С большим трудом им удаётся пока отражать все новые и новые волны навалов. Однако сам Донецк спасает от штурма лишь то, что для полноценного наступления у карателей при всём их преимуществе не хватает сил. Традиционная тактика через стирание с лица земли городских кварталов может принести плоды, но она слишком медленная и явно не успеет решить задачу за две оставшиеся недели.
Тем не менее, у ополчения сил на этом направлении очень мало. Три года назад ровно ту же задачу, которая стоит перед киевской хунтой, решали мятежники в Ливии — и решили её вполне успешно через проникновение в Триполи значительного количества диверсионных групп и предательство одного из командующих секторами обороны города. Атакованный снаружи и изнутри Триполи пал через три дня после начала штурма.
Есть вероятность, что Порошенко может пойти по такому пути. Ему позарез нужна победа — пусть даже сугубо медийная. Кроме того, потеря Донецка будет означать конец ДНР — смысл удержания всех остальных территорий после утраты столицы республики резко снизится.
Видимо, нужно учитывать подобную вероятность. Будь у Порошенко ещё два-три месяца, можно было бы предполагать продолжение нынешней тактики на окружение и удушение ополчения. Жертвы и потери Киев не волнуют. И подобная тактика, основанная на подавляющем превосходстве в технике и людях, выглядит вполне обоснованной. Но сейчас фактор времени играет очень большую роль, и Киев может пойти на откровенную авантюру — штурм Донецка.
В подобной ситуации гуманитарный конвой для Порошенко существенно снижает возможности для штурма — трудно атаковать город, когда в него прибудут колонны под эгидой Красного Креста. Поэтому столь серьёзные трудности чинились на всех этапах рассмотрения вопроса о гуманитарной помощи. Остаётся открытым вопрос — куда именно будет направлена колонна с помощью, если, конечно, она вообще перейдёт границу.
Если конвой пойдёт вначале на территорию, подконтрольную Киеву, он сделает все, чтобы задержать его и попытается начать штурм города до появления белых КАМАЗов на улицах Донецка. Если же колонна выдвинется напрямую на территорию Новороссии, то можно ожидать новых навальных атак на территорию, по которой проходит дорога Антрацит-Красный Луч-Снежное-Шахтерск-Донецк. Это задержит колонну с гуманитарным грузом и опять даст возможность для начала штурма Донецка.
Времени остаётся все меньше. На параде 24 августа Порошенко нужно что-то предъявить. И он постарается решить эту задачу. Конвой с гуманитарной помощью — досадная помеха, но при желании её можно если не устранить, то отодвинуть в сторону.
В таком случае многое решает позиция Москвы. Если она будет проводить колонну в Донецк и Луганск, не обращая внимание на возможные провокации и пресекая их на корню, замысел Порошенко может быть сорван. Если пойдёт на компромиссы и договорённости — у Порошенко появляется весомый шанс на реализацию своих планов.