Пока белоленточные и всепропальщики вместе наслаждаются санкционными списками ЕС и постингами диванных экспертов из серии «аааа! мы все умрем!!!», польское правительство подсчитывает убытки от ответных мер России. Насчитали уже миллиард евро и все только начинается. Не надо паники. На фоне всеобщей истерики, очень забавно, что даже журналисты ультрарусофобского издания Financial Times признали две довольно очевидные вещи:
1. Нынешние санкции не смогут серьёзно повлиять на экономику России
2. Европа не пойдёт на перекрытие энергетического экспорта из России, так как «Россия сможет на свои запасы прожить дольше, чем ЕС сможет прожить без газа». А самое страшное заключается в том, что применение к России санкций по иранскому образцу приведёт к резкому скачку цен на нефть и глобальному экономическому кризису.
Журналисты фактически пришли к выводу, что по-настоящему серьёзные санкции невозможны по той же причине, по которой невозможно применение ядерного оружия — это гарантированное взаимное уничтожение. Оказывается, доктрина сдерживания прекрасно работает в экономике.
Некоторые британские журналисты — очень полезные ребята. Некоторые из них, например, сотрудники Financial Times, умеют пользоваться калькулятором и приходить к ошеломляющим выводам о том, что Россию нереально изолировать. Другой журналист, ярый евроскептик Амброз Эванс-Притчард (в бытность корреспондентом The Telegraph в США, администрация Клинтона называла его «болью в заднице»), разжился рабочим документом, на базе которого Евросоюз и выработал свои новые санкции. Владеющие английским могут насладиться тут.
Документ — рабочий и поэтому сравнительно честно описывает процесс принятия решений. Больше всего меня заинтересовали фрагменты, которые описывают принципы выбора санкций. Вот что привлекло моё внимание:
«Принцип 2. Соотношение пользы и цены с учётом возможных симметричных и асимметричных ответных шагов со стороны России». Мой комментарий: они боятся ответных мер, причём не только «зуб-за-зуб», но и асимметричных, вроде запретов нашего боевого Россельхознадзора.
«Принцип 3. Баланс между странами ЕС». Мой комментарий: потери от санкций должны распределяться равномерно между странами. Именно этот аргумент использует Франция для защиты сделки с Мистралями. Вот сейчас ещё Польша пытается добиться от всего ЕС, чтобы ей компенсировали потери от российского эмбарго.
Но они ничего не получат. Полякам пора понять, что Польша — «цэ не Франция», и её проблемы никого не волнуют. Да и вообще, яблоки — это не хайтек или редкоземельные элементы. Другие, более дружелюбные европейцы, или сами российские производители с удовольствием займут польское место на российском рынке.
«Принцип 5. Лёгкость отмены». Мой комментарий: европейцы сразу выбирают санкции, которые можно включить и выключить быстро и без последствий. Они явно не рассчитывают на долгий кризис и не зря санкции введены на срок от 6 до 12 месяцев.
Дело в том, что такие санкции нужно продлевать, а если не продлить — они истекут сами по себе. Если через 12 месяцев Киев будет уже давно лежать в руинах после зачистки силами Новороссии, то санкции просто истекут. А зачем их продлевать? Кризис же кончился.
В разделе про финансовые санкции есть несколько очень забавных фрагментов, которые полностью раскрывают, чего они боятся: «На первом этапе санкции не будут распространены на государственные облигации, так как Россия является значительным инвестором в облигации некоторых государств членов- ЕС».
Логика европейцев понятна. Они очень боятся, что Россия просто вбросит на рынок свой портфель облигаций европейских стран, но ещё страшнее для них вариант, при котором Москва их больше не будет покупать. Это хорошо. Это показывает наличие важной болевой точки, помимо нефтегазовых вопросов.
«Финансирование частного сектора и синдицированные кредиты не будут затронуты из-за возможных отрицательных последствий ответных мер, применённых против европейских дочерних компаний в России». Европейцы боятся трогать кредиты, боятся трогать частный сектор, боятся перекрывать возможности рефинансирования частных компаний, так как опасаются, что в ответ россияне сделают что-то очень нехорошее с их активами, которые находятся на территории РФ.
Раз вопрос привязали к внешнему кредитованию бизнеса, то даже можно сказать, какого сценария они боятся. Вот такого: российским олигархам перекрывают рефинансирование в ЕС, олигархи не могут выплатить кредиты, европейские банки забирают акции российских предприятий, под залог которых эти кредиты давались, и тут приходит злобный Путин и в отместку за такое поведение национализирует всё, в том числе все активы европейских компаний и банков.
Согласно этому сценарию, европейские банкиры подсчитывают убытки, а европейские политики массово выбрасываются из окон от осознания того, что они сами своими руками и за свои кредиты, создали СССР 2.0. Для них это — кошмар, и хотя пишут, что санкции такого типа «технически возможны», очевидно, что они будут стараться такого сценария избежать, ибо дорого, опасно и страшно.
Можно сделать вывод, что европейский документ о санкциях следовало бы назвать «Страх и ненависть в Брюсселе». Американская ненависть к России компенсируется европейским страхом перед последствиями.
Далее из текста следует, что европейцы в курсе о том, что российские компании найдут необходимые источники капитала в Азии, например в Гонконге, но надеются, что «полностью заменить» европейских инвесторов не сможет никто. Остаётся только посмеяться над их наивностью.
Российские государственные компании уже давно окучивают Китай и с большим успехом. Китайская предоплата за нефть полностью избавила «Роснефть» от необходимости рефинансировать свои текущие долги. Аналогичная ситуация у «Газпрома», который получил значительную предоплату от Китая и вполне сможет самостоятельно найти нужные средства на постройку своих газопроводов.
На данный момент получается, что коллективный Евросоюз пытается сделать вид, что выполняет требования США, но очень старается не навредить себе. Действия России — правильные и заключаются в демонстративной порке тех, кто внутри ЕС продавливает американскую позицию. Показательные экзекуции, направленные против Великобритании, Польши и Прибалтики — лучший способ остудить горячие головы и показать на практике цену санкций.
Я уверен, что через 15 лет мы будем вспоминать о европейских санкциях как об историческом курьёзе, таком же как угрозы ЕС перекрыть нам поставку еды, шприцов и секонд-хенда в 1999 году, когда европейцы защищали чеченских боевиков с тем же упорством, с которым сейчас они защищают бандеровских карателей.