Интересная ситуация сложилась в Украине. На Востоке идет война между войсками центральной власти и территориальными повстанцами. В Киеве — между олигархами. Причина конфликта, как всегда, — деньги. Правительству нужны деньги на войну, а где их взять? Рассматривается два варианта, кто заплатит — богатые или бедные. Судя по всему, как обычно, выбор сделают в пользу бедных. Им начислят военный налог. Олигархи пострадают выборочно. Яценюка вернут обратно, потому что МВФ без него не даст денег. Хотя и с ним тоже пока не дает…
Перефразируя известную шутку об англичанах, которые уходят, не прощаясь, замечу, что отдельные наши премьеры прощаются, но не уходят. 24 июля премьер Арсений Яценюк со скандалом подал в отставку, и Кабмин назначил временно исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Гройсмана.
25 июля президент Петр Порошенко, председатель Верховной Рады Александр Турчинов и ушедший якобы в отставку Арсений Яценюк вместе с руководителями фракций парламента договорились о проведении 31 июля внеочередного заседания Верховной Рады. Причиной этому послужило желание Яценюка принять ряд правительственных законопроектов. Тех самых, что были провалены в прошлый четверг.
28 июля Яценюк неожиданно для многих появился на заседании Кабмина, оттеснил из кресла председательствующего Гройсмана, и сам начал дирижировать министрами. Свидетели Кабмина (не путать со свидетелями Иеговы) говорят, что он был как всегда многословен, но уже не так истеричен. Что же успокоило сердце Яценюка?
Знающие люди утверждают, что успокоил звонок друга. Ну, не совсем друга, а деловых партнеров из Вашингтона. Если быть точными — из МВФ. Они якобы спросили, с кем им теперь разговаривать насчет второго транша кредита stand by, который недодали 25 июля. Им сказали, что с Гройсманом. «А это кто?», — поинтересовались кредиторы. И в Киеве сразу поняли, что, если не вернуть Сеню, денег не дадут не только в сентябре, но даже к Рождеству.
Как остроумно заметил один известный аналитик в «Фейсбуке», «у нас главный МВФ, а все остальные — президент, премьер и депутаты это просто статисты в этой комедии…». Впрочем, МВФ можно понять. Когда он договаривался с нами о предоставлении кредита, во главе правительства был Яценюк, во главе Нацбанка — Кубив, а выборы президента еще не состоялись. Теперь здесь совсем другие лица: и во главе страны, и во главе Нацбанка. Единственный, с кем они начинали договариваться и кто, собственно, брал деньги, это Яценюк. Потому он должен остаться.
Сеня со своей стороны уточнил, что у него был разговор с директором Всемирного банка и МВФ, и «хотел бы заявить следующее: правительство повторно вносит эти законы в парламент; прошу всех членов парламента прийти в четверг и проголосовать за эти законы».
Напомню, что спорный пакет законов — это фактически гибрид секвестра бюджета с мздой за войну. Его цель — собрать пресловутые миллиарды на войну (9 млрд. гривен на АТО) и немного (3,3 млрд. гривен вместо 8 млрд. гривен) на восстановление Донбасса.
Изначально законопроект о сокращении расходов предусматривал уменьшение финансирования большинства министерств и ведомств. Сэкономить предлагалось почти на всех госслужащих. В качестве варианта предлагалось отправлять их в неоплачиваемый отпуск или оплачивать работу по неполной ставке. А пенсионерам и вовсе предлагалось не индексировать пенсии на уровень инфляции.
Теперь от идеи отправлять бюрократов в отпуск отказываются. Депутаты раскритиковали такой подход и решили, что платить за войну должны работающие граждане, а не бюджетники. И предложили ввести так называемый налог на войну — 1,5% вместе с налогом на доходы физлиц, который сейчас составляет 15% и 17% в зависимости от суммы заработанного в месяц. Журналисты уже подсчитали, что средняя зарплата в Украине составляет около 3,5 тыс. гривен. Арифметика простая: среднестатистический гражданин Украины заплатит за войну против своих же соплеменников около 52 гривен в месяц.
Экспертов идея военного налога повеселила. Бедные снова заплатят за всё. «Из 20 млн трудоспособного населения менее 8 млн официально получают зарплату и платят налоги в полном объеме. Все остальные — в конвертах. Так что же Яценюк хочет облагать?», — недоумевают в соцсетях. И спрашивают: а почему не обложить таким налогом доходы с дивидендов, доходы от продажи ценных бумаг, наконец, дорогие машины и элитные поместья? Недосуг возиться с сильными мира сего? Все равно выкрутятся и не заплатят? Может быть.
К тому же Яценюк радостно заявил, что соберет 400 млн гривен благодаря отмене надбавок по зарплатам в органах государственной власти. «Все народные депутаты и члены Кабинета министров будут сидеть на голом окладе. Можете назвать это решение популистским, но я считаю его правильным», — сказал он.
Правда, эксперты недоумевают, откуда он взял такую цифру. По их подсчетам, максимум, что даст отмена надбавок, это 10 млн. гривен. Оно, конечно, «с паршивой овцы хоть шерсти клок», но заявленные 400 млн. гривен озадачивают. «Это, получается, наш премьер собирается воевать еще года два?», — поинтересовался один из блогеров в соцсетях после проведения подсчетов.
Вторая часть идей Кабмина касается финансово-промышленных групп (ФПГ). В лихорадочном поиске источников наполнения бюджета правительство обратило свой взор на нефть и полезные ископаемые. «Мы хотим дополнительно увеличить рентные платежи на нефть, газ и всё, что является сверхприбыльным. Все, кто зарабатывают сверхприбыли в современных военных условиях, должны честно и справедливо поделиться», — заявил премьер.
«Ну-ну, попробуй», — ехидно ответил (гипотетически) один известный олигарх-губернатор и закрыл треть своих заправок на техобслуживание. Оказалось, что заправки составляют значительную долю рынка. И в стране за несколько часов образовался дефицит топлива.
Таким образом, судьба законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс в плане повышения рентных платежей на добычу газа и нефти, от чего должны пострадать «Укрнефть» и «Укргаздобыча», натолкнулась на «блокпост» коммерческих интересов влиятельных структур. Кстати, у этих самых структур своя правда. Мол, у них планируют изъять дополнительно 9 млрд. гривен, а на всю АТО пока нужна именно такая сумма. Почему именно они должны все оплатить? А где остальные «собратья по искусству»?
Аналитики в своих мнениях разделись. Одни поддержали правительство и заклеймили олигархов. Другие сказали, что в итоге снова пострадает обыватель: если ставки налога на недра повысят, то рынок ожидает новый виток роста розничных цен на бензин.
Сейчас самое интересное в этой интриге связано с тем, какую уступку удастся выдавить из Сени и его команды за неделю, минувшую между первым и вторым «четверговым голосованием» за правительственные законопроекты. Моя версия — уступки коснутся «Укрнефти». Кабмин уже удалил компанию из ранее анонсированного перечня предприятий, подлежащих приватизации в 2014 году. Теперь все вертится вокруг требования перечислить в бюджет 1,3 млрд. гривен «зажатых» дивидендов. Спорим, не перечислят?
Вообще, пока к бизнесу одних олигархов власть только подбирается с «налоговыми ножницами», других уже общипали по полной программе. Опять же благодаря интригам ФПГ приближенных к власти и удаленных от нее. В этом, кстати, и заключается великая сермяжная правда украинского бизнеса: в стремлении подставить под удар другого, даже если его убытки впоследствии аукнутся и тебе.
Глава Федерации металлургов Украины Сергей Биленький заявил, что предложение Кабинета министров о повышении платы за добычу железной руды грозит остановкой украинских горно-обогатительных комбинатов. По оценкам Биленького, в результате инициативы Кабинета министров затраты горно-обогатительных комбинатов вырастут на $3 млрд. в год.
«Согласно уже внесенным изменениям в Налоговый кодекс, плата за добычу железной руды должна была увеличиться в два раза. Несмотря на то, что это достаточно существенно для предприятий отрасли, все согласились с этой инициативой в связи со сложностями по наполнению бюджетов всех уровней. Однако, согласно последним инициативам правительства, платежи за пользование недрами вырастут в 7-10 раз (!), что станет непосильной ношей для железорудных предприятий», — сказал глава Федерации металлургов.
Эксперты говорят, что инициатива правительства увеличить плату за добычу железной руды может привести к тому, что выгоднее будет закрыть шахты в Украине и закупать сырье за границей. «За последний год цены на железную руду в мире упали примерно на 30%. Например, уже сегодня для российских производителей железной руды плата за пользование недрами в несколько раз ниже, чем она обходится украинским предприятиям», — поясняет аналитик «Укрпромвнешэкспертизы» Дмитрий Желтяков.
В целом, говорят эксперты, теоретически оплатить АТО и восстановление Донбасса по прайсу Кабмина можно было бы, если пресечь воровство из бюджета. Тот же Яценюк признал, что ежегодно из казны крадут около 12 млрд. грн. на возмещении НДС. Но прекратить у нас воровство труднее, чем войну. Поэтому воровать и воевать будем одновременно…
Текст: Егор Смирнов