«В деле сбитого самолета, летевшего рейсом MH17, мы уверены лишь в одном: 298 человек мертвы. Все остальное — политика. Мы объявляем Путина виновным. Но кто его судьи? Будем честны перед собой: вопрос о том, кто виноват, ведет в тупик.
Ракета попала в самолет. Погибли люди. Разрушено множество жизней. Там, где есть вина, должен быть виновный. И его следует наказать.
Виновный?
Многие на Западе тут же определили его, как только обломки «Боинга 777» обрушились на восточноукраинское поле: Владимир Путин. Но это не суд в телевизионном шоу, а трагедия рейса MH17 не случай для прокуратуры. Близким тех, кто погиб, невозможно с этим смириться. Остальным трудно понять. Но спрашивать, кто виноват, бессмысленно.
Владимир Путин: Запад сразу возложил на него ответственность за кризис на Украине. Как следствие, Путин должен отвечать и за все стадии эскалации конфликта. Крушение пассажирского «Боинга» пока что самая страшная его страница. Реакция должна быть адекватной, если ответ на вопрос о вине так однозначен. Но так ли это? Быстро осудив Россию и требуя «наконец-то» действовать, Запад ставит себя в опасное положение.
Вроде бы надо отомстить. Вместо разума сейчас господствует злость. Но месть это опасная игра, а злость — плохой советчик.
Газета «Зюддойче цайтунг» пишет:
«Европа и США должны ответить на это издевательство. Мы в долгу не только перед жертвами, но и перед большинством общества, которое не хочет закрывать глаза на несправедливость».
Если бы все было так просто! Правда в том, что слова «справедливость» и «несправедливость» играют в международной политике лишь вспомогательную роль. Отказаться от них совсем было бы ошибкой. Но полагаться на них было бы легкомысленно.
Разоблачительный тон этой статьи и других, ей подобных, знаком со времен холодной войны. Тогда мир был поделен на «хороших» и «плохих», а мы точно знали, на чьей стороне. Но пора признать неприятную истину: в мультиполярном мире действует мультиполярная мораль. А мы не нейтральные наблюдатели, которые следят за экспериментом по различению добра и зла. Мы по самые уши во всем этом. И на Украине тоже.
И как же адекватно ответить на гибель 298 человек? В Голландии звучат требования выслать из страны дочь Путина Марию. Будут ли близкие погибших этим довольны? Какие экономические санкции могут смягчить их боль или способны успокоить западных комментаторов?
Общественность оказалась не готова к новому конфликту между Востоком и Западом, жертвой которого стал рейс MH17. Мы полагаемся на старые рефлексы, которые и в прошлом были ошибкой. К счастью наши политики сейчас умнее наших журналистов. Они, как Франк-Вальтер Штайнмайер, не торопятся с осуждением Москвы. Россия это фактор силы на Востоке, с которым мы должны считаться. Так или иначе.
На Западе номер рейса MH17 запомнят. В России и в остальном мире — забудут. Каждый сохраняет в памяти только то, что ему важно. Поэтому в Иране, например, помнят другие цифры и буквы. IR655. О них в последние дни никто у нас не говорил.
Меж тем IR655 это был номер рейса аэробуса Iran Air, сбитого 3 июля 1988 года двумя ракетами SM-2. Ракеты выпустили с американского крейсера U.S.S. «Vincennes».
В этот день американцы убили над Персидским заливом 290 человек, из них 66 детей. Это был несчастный случай. Годы спустя США заплатили за это 61,8 миллионов долларов.
Но они так и не извинились»