17 июля в 19-09 среднеевропейского времени посольство Украины в Германии распространило заявление: «Только что на востоке Украины террористами был сбит самолет. Вероятно системой ПВО «Бук», которую сегодня видели в расположении сепаратистов. У Украины в этом регионе нет таких противовоздушных комплексов».
После катастрофы не прошло и 4 часов. Спасатели толком не успели осмотреть место происшествия. Причины падения самолета оставались — и до сих пор остаются — неясны. Но МИД Украины поспешил определить виновных. Прозвучал еще один выстрел в пропагандистской битве.
Причем из трех фраз посольского пресс-релиза одна, как минимум, содержала заведомую неправду. Украина также располагает комплексами «Бук», расположенными в районе, где проходил маршрут лайнера. Точные данные об их местонахождении были позднее предоставлены министерством обороны РФ.
Что касается трагедии в украинском небе, то Евросоюз куда более сдержан в оценках. «Данные о большом разбросе обломков на территории десятков квадратных километров позволяют предположить, что самолет был сбит», лапидарно сообщил высокопоставленный, но анонимный источник в Брюсселе. Канцлер Ангела Меркель также поддержала эту версию. Ни ЕС, ни Меркель не назвали предполагаемых виновных.
Зато глава немецкого правительства вновь призвала к прекращению огня на Украине. Это позволит провести независимое расследование крушения «Боинга». Но не только. По мнению Меркель, «у конфликта может быть лишь политическое решение». Германия уже несколько недель, причем вместе с Россией, пытается убедить киевское руководство остановить силовую операцию на Донбассе и начать переговоры с силами, которые борются за независимость региона. До сих пор безуспешно. В Киеве брала верх партия войны.
Возможно, теперь что-то изменится. Уполномоченный правительства Германии по германо-российским отношениям, влиятельный депутат бундестага, социал-демократ Гернот Эрлер потребовал «гуманитарного перемирия».
Политик надеется, что несчастье над Донбассом приведет к некоему «осознанию» у всех воюющих сторон, что война бесперспективна.
В ходе «гуманитарного перемирия» пройдут переговоры, и, возможно, оно из временного станет постоянным.
Вернемся к «Боингу». На взгляд Эрлера, пока даже нет уверенности, что самолет сбили ракетой «земля-воздух». Есть косвенные доказательства, но этого недостаточно. Ясность сможет принести только изучение места падения самолета и «черных ящиков». Абсолютно открыт вопрос о том, кто несет ответственность за случившееся. Представленные Киевом «доказательства» в виду якобы перехваченных переговоров ополченцев, сбивших самолет, нельзя считать объективной уликой.
«В ближайшие дни все участники конфликта будут заниматься пропагандой, обвиняя друг друга», сухо предполагает Эрлер. Факт, по его словам, в том, что системами ПВО «Бук», которые могли сбить «Боинг», располагают Украина, Россия и «сепаратисты». Нажать на кнопку технически могли повсюду.
Видный немецкий политолог, военный эксперт фонда «Наука и политика», Stiftung Wissenschaft und Politik, Кристиан Мёллинг задал в эфире одной из берлинских радиостанций важный вопрос: «А кому это выгодно?». Надо выяснить, кому могло пойти на пользу падение сбитого ракетой лайнера. «Возможно это была провокация», не исключает эксперт.
«Сейчас трудно кому-то доверять на сто процентов», — констатирует Мёллинг. На его взгляд, неясно даже, есть ли вообще у восточноукраинских «сепаратистов» боеспособные «Буки». Сообщения на этот счет эксперт назвал «слухами».