В истории, говорит Олесь Бузина, «есть много способов иррационального поведения, когда нужно было бы сделать какой-то разумный, взвешенный шаг, а человек действует в порыве страсти и истерии».
«Эта тема, которую поднял Львовский облсовет (депутаты Львовского городского совета требуют от президента повторно издать указы о присвоении звания "Герой Украины" Степану Бандере и Роману Шухевичу — Ред.), только усилит противостояние на юго-востоке», — убежден Олесь Бузина.
«Нужно было бы быть максимально сдержанным, — призывает писатель, — ведь на востоке люди поддерживают сохранение своих традиционных ценностей — русского языка, советского пантеона героев, и кстати, они эти ценности не навязывают западу Украины».
«Там идет гражданская война, и любая ее эскалация может обернуться развалом страны, — убежден публицист. — У нас многие не понимают, что Украина действительно стоит на грани развала. Сейчас в Киеве относительно спокойно, и кажется, что все устоялось, что все хорошо».
Но Донбасс, заметил наш собеседник — это «треть экономики прежней Украины, это тот базис, на основе которого жили в т.ч. львовский, иванофранковские пенсионеры. В тот момент, когда на Донбассе были федералистические настроения, все можно было остановить, договорившись, но вместо этого предпочли бомбить Донбасс — это преступление».
«Нельзя бомбить людей за то, что у них другие политические взгляды, — возмущается О. Бузина. — Там живет 7 млн человек, это для 46-миллионного населения Украины гигантская цифра. А если еще сюда добавить 3 млн. жителей Крыма, которые ушли по той же причине, по которой хочет уйти Донбасс, то это гигантские потери сродни тому, если бы Россия потеряла Сибирь с ее ресурсами — России просто бы не было после этого».
Писатель считает, что «самые страшные идеологические конфликты, по большому счету, бессмысленны».
Во Франции в 16 веке, напомнил Олесь Бузина, «несколько десятилетий католики и протестанты резали друг друга, как и в Германии во время 30-летней воны. А сейчас они спокойно живут рядом друг с другом, и нет никаких поводов для того, чтобы убивать друг друга».
«Такие вопросы, как один или два государственных языка, федеральное устройство в стране аналогичны религиозной войне. Это можно решать спокойно, без крови, потому что людей никто не воскресит», — озвучил свою позицию наш собеседник.
О. Бузина считает, что «в таких условиях нужно проявлять максимум терпимости и спокойствия к любой точке зрения».
«Какие бы ни были у меня политические взгляды, я как писатель выбрал позицию — не подливать масла в огонь, — сказал далее Олесь Бузина. — Меня не радуют оскорбительные клички, смерть, на чьей бы стороне человек ни находился, потому что происходящее сейчас в Украине — это безумие, это вырвавшаяся на свободу тяга к смерти. Ее снова надо заключить в рамки закона, мира, потому что дальше могут быть такие непредсказуемые последствия, которые грозят Украине просто исчезновением».
«Не нужно жить страстями, — акцентировал внимание наш эксперт. — Нужно жить рационально».
Для Олеся Бузины люди, живущие на Донбассе, которых он знает, это «работящие, талантливые люди, я очень сопереживаю их страданиями. Я хочу, чтобы они выжили, независимо от того, будут ли они жить в Украине, России или самостоятельно».
Но я хочу, добавил писатель, чтобы «они жили, потому что их жизнь — это, в том числе, и жизнь Украины. Если призывники из Западной Украины не будут поддерживать эту войну, они выживут. Если украинские политики перестанут поддерживать войну — они сохранятся».
«Ставка на войну — это самоубийство. 10 млн. человек, я считаю и Крым, откуда на Донбасс идут добровольцы, невозможно победить. Там нет военного решения вообще», — уверен наш эксперт.
«А добавьте к этому еще находящуюся рядом с Донбассом Россию, которая однозначно помогает оружием и добровольцами Донбассу, как и то, что Запад помогает наемниками нынешнему киевскому правительству. О белорусских добровольцах недавно был сюжет по ТВ, о добровольцах из Западной Европы есть сообщения в прессе. Запад помогает дипломатически, военным специалистами, оружием, спецтехникой — эти сообщения тоже есть в прессе. Бесконечно можно подливать масло в этот конфликт, но я бы этого не делал, я бы начинал сейчас переговоры», — резюмировал Олесь Бузина.