На днях все ведущие немецкие СМИ облетела новость: Германия выделит дополнительные 50 млн. евро на поддержку беженцев из Сирии и Ирака, число которых значительно увеличилось в связи с последними событиями в регионе.
Такое заявление в интервью изданию «DIE WELT» сделал германский министр по развитию Герд Мюллер, подчеркнув, что для решения этих проблем потребуется также формирование целевой европейской программы с привлечением специальных средств Евросоюза.
С учетом остроты ситуации чиновник акцентировал внимание на том, что существует насущная необходимость в скорейшем определении кандидатуры специального комиссара ЕС по вопросам беженцев, а тема вынужденной миграции должна стать приоритетной в европейской политике развития.
В этой связи стоит отметить, что с начала гражданского противостояния в Сирии Германия уже приняла около 40 тысяч беженцев, выделив на эти цели в общей сложности более 500 млн. евро. А недавно глава МВД Томас де Мезьер заявил, что страна намерена на текущий год удвоить квоту их приема и размещения на своей территории — до 20.000 человек.
При этом ряд неправительственных и правозащитных организаций критикует эти меры как явно недостаточные. Так, по оценкам неправительственной организации «Pro Asyl», занимающейся правами беженцев в ФРГ, предоставленная квота не уменьшит поток ищущих убежище — разрешение на получение статуса беженца, по последним данным, ожидают более 60 тысяч человек из охваченного огнем региона.
Все эти факты свидетельствуют об одном: Германия, как европейский тяжеловес, берет на себя и стремится в полной мере выполнить международные социальные и гуманитарные обязательства, демонстрирует приверженность нормам международного гуманитарного права и гуманистическим ценностям, как и подобает серьезному внешнеполитическому игроку. Все это было бы так, если бы не одно «Но».
На фоне безусловно верных и необходимых шагов по поддержке лишившихся крова и пищи сирийцев и иракцев в информационном и политическом поле ФРГ начисто отсутствует дискуссия о проблемах оказавшихся в аналогичной ситуации граждан Украины, которые вынуждены массово покидать охваченную гражданской войной территорию юго-востока страны и бежать в приграничные российские области. А тем временем, по данным главы Федеральной миграционной службы России Константина Ромодановского, их количество приближается к 400 тысячам, и обстановка в регионе все более напоминает гуманитарную катастрофу.
Все в том же интервью журналу «DIE WELT» германский министр Герд Мюллер на вопрос «Какой конфликт внушает Вам больше опасений — Украина или Ирак?» ответил: «Положение на ближнем Востоке также драматично… К тому же началась эскалация в Ираке. Это усугубляет ситуацию с беженцами. Германия протянет руку помощи». Ни слова об Украине. Ни слова о 400 тысячах несчастных женщин, стариков и детей, которых страх перед авиаударами, бомбежками и артобстрелами, проводимыми властями Украины против мирного населения, заставил бросить все и спасать свою собственную жизнь.
Не дебатируется в Германии также и вопрос о том, что на Украине не просто нарушается, а в принципе отсутствует понятие о нормах международного гуманитарного права, гарантирующего моральную и физическую неприкосновенность лиц, не участвующих в боевых действиях, защиту санитарных учреждений, а также уважение и защиту гражданского населения, гражданских объектов и т.п.
В зоне вооруженного конфликта не развернута полномасштабная миссия Международного красного креста, не координируются процессы доставки гуманитарных грузов и медикаментов. А с высоких германских трибун мы не слышим даже отдаленных намеков на призывы проявить гуманизм и сострадание к тем, кто не по своей воле становится жертвами противостояния.
При этом украинские власти доходят до беспредельного цинизма. На официальном сайте Пограничной службы Украины размещено заявление о том, что никаких беженцев в принципе не существует. В сообщении отмечается: «Государственная пограничная служба Украины сообщает, что на государственной границе с Россией ни один гражданин Украины не выразил желания получить статус беженца в России. Зато российские средства массовой информации распространяют сообщения о тысячах беженцев из юго-восточной Украины, которых приняла Ростовская область за прошедшие сутки и количество которых растет с каждым днем». Похоже, такой же позиции придерживаются и в Берлине.
Только как быть с сотнями тысяч людей, которым негде жить и нечем кормить своих детей? Которых в экстренном порядке власти приграничных субъектов РФ размещают в пансионатах и санаториях, которых селят в свои собственные дома и квартиры неравнодушные ростовчане, белгородцы? Россия, безусловно, примет все меры по поддержке оказавшихся в большой беде людей. Но вот только где в этой ситуации европейский голос?
Европа молчит, когда украинские власти не выполняют всего того, что прямо требуется международным законодательством в случае военного конфликта. При этом активно дебатируются этапы перехода к безвизовому режиму с Украиной, даются радужные прогнозы. А 400 тысяч человек просто оказались никому, кроме России, не нужны. Даже собственной стране, а уж тем более Европе. И, вероятно, страдающих от войны сирийцев и иракцев в европейском доме ждут больше, чем страдающих от войны граждан Украины, с которой, к слову, подписывается соглашение об Ассоциации и которую уже 20 лет наставляют на истинный европейский путь.
Виктор Зеленов.