Модернизация по-украински или экзамены на шести языках - 29.06.2014 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Модернизация по-украински или экзамены на шести языках

Читать в
До победы Майдана в Украине была довольно либеральная языковая политика. Однако буквально сразу после 20 февраля ситуация резко изменилась: один из первых законов, принятых новым правительством, отменил статус русского языка как регионального

Разумеется, после Майдана стала меняться ситуации и в образовании. Сразу же был отстранен от должности министра образования и науки Украины Дмитрий Табачник, который ратовал за укрепление связей между украинскими и российскими образовательными учреждениями и в целом между системами образования Украины и России. В это время велась работа над созданием русско-украинского учебника по истории. На смену Табачнику пришел бывший ректор Киево-Могилянской академии Сергей Квит. За месяц до начала ЗНО — независимого внешнего тестирования, по результатам которого выпускники поступают в вузы страны — была снята со своей должности директор центра тестирования Украины Ирина Зайцева.

Буквально за несколько дней до победы Майдана мне удалось побывать в Киеве в Министерстве образования и науки Украины. Мой собеседник Борис Михайлович Жебровский в то время был заместителем министра образования и науки Украины.

Вот что он рассказал в своем интервью:

«С 2012 года Украина перешла на новый общеобразовательный стандарт. Только в отличие от России мы не стали ждать, пока дети из начальной школы перейдут в пятый класс, а ввели в 2013-2014 учебном году новые стандарты и в пятом классе, понимая, что образовательные технологии меняются слишком быстро и нельзя терять время. В соответствии с новыми стандартами дети будут учить иностранные языки с первого класса. Свыше 90 процентов детей изучают английский язык, остальные — немецкий и французский языки. В первый класс вновь вернулся предмет "Природоведение" вместо "Я и Украина", а с третьего класса появится новая дисциплина "Я в мире".

С пятого класса вводится второй иностранный язык. В некоторых регионах в качестве второго иностранного дети выбирают русский язык. Со второго класса во всех украинских школах вводятся также основы информатики, которые мы назвали "Сходинки до iнформатики". (переводится как "Ступеньки к информатике". — Ред.).

Еще интересное нововведение: в первых классах уроки теперь идут по 35 минут, при этом оценки детям не ставят, чтобы не травмировать их. Во втором-четвертом классах оценки не будут ставиться по физкультуре, информатике, музыке, рисованию. На каждом уроке обязательна физкультурная пауза. Здоровьесбережению в новых стандартах уделяется особое внимание, в связи с этим решено обновить мебель в начальной школе, в 2014 году каждый первоклассник должен сесть за новую парту».
По словам Бориса Михайловича, сейчас в Украине к интернету подключены 78 процентов школ, самая плохая ситуация в этом плане в Кировоградской и Луганской областях.

Поскольку в Украине была реализована программа «Сельская школа», то сейчас сельские школы порой обеспечены компьютерами даже лучше, чем некоторые городские.
Как и в России, в Украине прошла оптимизация малокомплектных сельских школ. Вокруг этого велась напряженная борьба, теперь закрыть школу можно только с согласия «громады» (сельской общины). Сейчас в Украине насчитывается полторы тысячи школ, в которых меньше 10 учащихся. В России же таких школ почти не осталось.
В 2010 году в Украине стал широко использоваться термин «образовательный округ».

В настоящее время в стране создано более 2 тыс. таких округов, причем политика выстраивается таким образом, чтобы в каждом селе сохранились начальная школа и детсад, а начиная с пятого класса, детей можно на специальном автобусе подвозить к базовой школе.

«Мы также утвердили концепцию старшей профильной школы, — отметил Борис Жебровский. — Каждому ученику предоставляется право выбора. Если в школе какого-то профиля нет, то можно освоить его в соседней школе или дистанционно. Старшеклассники приняли это нововведение на "ура"».

О языковой политике в образовании рассказала руководитель отдела общественно-гуманитарного образования министерства Наталья Бескова:

«У нас шесть языков имеют статус языков нацменьшинств — русский, польский, венгерский, румынский, крымско-татарский и молдавский. На всех шести языках разработаны учебные программы, изданы учебники. Так, на Украине 1200 школ с русским языком обучения, 15 — с крымско-татарским в Крыму, 95 — с венгерским в Закарпатье, семь — с польским языком обучения во Львовской области. В школах с языками нацменьшинств преподается интегрированный курс литературы, причем 70 процентов часов отводится на изучение мировой литературы, 30 процентов — на национальную литературу».

Примечательно, что до февральского переворота ЗНО можно было сдавать на всех шести языках, в том числе и на русском. Что будет дальше, покажет время.

Не трудно заметить, что процессы модернизации образования в России и Украине довольно схожи. Так, в 2000 году в экспериментальном режиме в России вводится ЕГЭ. Параллельно создаются независимые центры тестирования. В Украине чуть позже также появляются Центры независимого тестирования, и вслед за Россией выпускники украинских школ поступают в вузы по результатам ЗНО-независимого внешнего оценивания. Главное его отличие от ЕГЭ в том, что ЗНО сдают лишь те, кто хочет поступать в высшие учебные заведения. То есть, итоговая аттестация и вступительные экзамены здесь разделены.

Украинская школа также как и российская переживает информатизацию, однако из-за более слабой материальной оснащенности школ информатика как обязательный предмет появляется здесь в школьном расписании намного позже. До сих пор не все школы подключены к сети Интернет. Однако в реформировании украинских и российских школ есть, разумеется, и отличия. Во-первых, на этот процесс были выделены значительно меньшие деньги, и это во многом тормозило широкое использование информационных технологий в повседневной работе учителей. В то же время здесь всегда было много творчески работающих педагогов, еще со времен учителей-новаторов. Так что, несмотря на более слабое финансирование, они развивали педагогическую науку и двигались вперед.

В Украине также шел процесс оптимизации сельских школ, однако с меньшим размахом. Реформирование коснулось и высшей школы. Здесь также как и в России идет укрупнение вузов и борьба за повышение качества образования. Идет мониторинг и рейтингование высших учебных заведений. Также Украина присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году, и сейчас идет подготовку бакалавров и магистров, специалитет остался лишь на немногих специальностях. Примечательно, что в Украине практически нет ни одной вакансии учителей, особенно в городах. Найти работу в школе выпускникам педвузов — непростая задача, и это при том, что даже в Киеве зарплата педагога не более 3500 т. Гривен —сейчас это чуть более 10 тыс рублей

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала