— Существуют мнение, что пришедшие к власти в результате государственного переворота на Украине люди не справляются со своими обязательствами. В частности, они влезли в долги и ввергли страну в гражданскую войну, где традиционные экономические локомотивы Донецк и Луганск выступили против Киева.
В результате Украине предсказывают катастрофический спад в экономике. Может ли так случится, что экономический кризис на Украине, который начался еще во время президентства Виктора Януковича, зайдет так далеко, что станет основой для новых социальных потрясений?
— Ситуация с премьер-министром Арсением Яценюком, его поведением, очень сильно повторяет ситуацию с премьер-министром Егором Гайдаром в 90-х. Аналогия заключается в том, что когда Ельцин выбирал Гайдара, США обещали масштабную финансовую помощь России, речь шла о 40 миллиардах долларах.
И получилось так, что Ельцин выполнил просьбу посольства США, в России назначили Гайдара, но правительство России не получило эти 40 миллиардов помощи, и когда Ельцин заявил об этом Клинтону, тот просто рассмеялся.
Американские друзья Яценюка обещают ему масштабную поддержку, и эта поддержка, по их словам, поможет Яценюку с блеском справиться со всеми социально-экономическими проблемами в стране. Но загвоздка, скорее всего, заключается в том, что этой помощи не будет.
Эта разнузданная политика, разнузданное экономическое поведение, которое мы видим со стороны Яценюка и Порошенко в отношении газовых взаимоотношений с Россией, связаны с тем, что они считают, что Запад поможет. Но Запад, скорее всего, предоставит помощь совершенно не ту, которую нужно.
Стоит вспомнить, что происходило в обмен на кредиты, которые получала Россия в 90-е. Тоже самое сейчас происходит на Украине, я имею в виду масштабную приватизацию, даже то, что еще остается, что может работать, будет переведено в частные руки, главным образом, иностранных компаний.
Плачевно то, что те обещания, которые дает Запад правительству Киева, не будут выполнены в связи с тем, что в планы западных партнеров не входит создание сильного государства. В их планы входит создание зависимого, раздираемого противоречиями и экономическими проблемами государства.
Сотрудничество Киева с западными партнерами не принесет никакой стабильности, а только лишь усилит экономический хаос. Насколько это долго продлится, мы знаем по опыту первых оранжевых правителей, то есть они в итоге потеряли мандат доверия населения.
Порошенко был заведомо слабым, потому что требования, претензии, которые предъявлялись к Януковичу, они могут быть предъявлены с таким же успехом и к Порошенко. Как только Порошенко будет набирать вес в обществе, начнет понимать, что нужно вести прагматическую политику, он будет неинтересен западным партнерам, и найдут способ, чтобы ослабить его, или добиться очередных перевыборов президента.
В планы Запада не входит стабилизация ситуации, то есть, любой политик, который будет получать популярность у украинского народа, не будет ему интересен. Пока мы видим совершенно неадекватную позицию. То есть, Порошенко говорит, что кому-то хотелось, чтобы у Украины были соседи Швеция и Канада. Хочется ему в такой ситуации сказать, что пусть ему Швеция, которая не производит ничего, поставляет газ.
Это "замечательно" желать каких-то соседей, но надо понимать, что твоя экономика интегрирована в мировую, и интеграция в мировую экономику, о которой говорят западные партнеры, включает, в том числе, налаживание нормальных экономических отношений со всеми, с кем ты обмениваешься ресурсами, товарами, услугами.
А здесь все иначе: идет сознательная политика по ухудшению экономического состояния страны, можно сказать ухудшению остатков промышленности, чтобы она (промышленность) не создавала конкуренцию, а для этого нужно расчистить поле для ряда производителей в Европе. Такая политика напоминает корпоративные войны, когда происходит захват одной компании другой не с целью получения активов, а чтобы уничтожить конкурента и его производство.
Подобное происходит во взаимоотношениях западных партнеров, под которыми я понимаю США и некоторые страны ЕС в виде определенных политиков. Мы видим, что в той же Германии существует оппозиция на всех уровнях, и на деловом, и на политическом.
Но ряд политиков в ЕС и политики США проводят понятную, целенаправленную линию, которую мы полностью видели и переживали в 90-е, когда многие решения проводились с большой оглядкой на мнение друзей из-за океана, и политика эта проводилась явно не в интересах страны, а в интересах внешних спонсоров и тех, кто их поддерживал.
Мы долго выкарабкивались из этого положения, и тоже самое происходит на Украине. То есть, каждый день, каждый месяц такой политики нанесет ущерб будущему поколению, потому что в дальнейшем тяжело будет восстановить то, что уже невозможно будет восстановить. Если дальше будет проводиться такая политика, произойдет передел рынков, а украинские производители никогда не смогут найти себе место на этом рынке.
Если не будет газа или он будет ограничен, соответственно промышленные предприятия не будут получать газ и не смогут производить свою продукцию. Будет массовая безработица, дальнейшее падение гривны что приведет к усугублению негативной ситуации.
— Если люди поднимутся против власти стоит ждать уже не государственного переворота, а настоящей революции?
— Самое ошибочное представление идеологии всего протестного процесса на Украине заключается в том, что они ожидают, что эти процессы можно продолжать достаточно долго, пока не будут достигнуты определенные результаты в виде устранения целых отраслей, как конкурентов.
Но в современных условиях информационной открытости, когда миллионы украинцев работают в России и могут сопоставить уровень жизни людей в России и на Украине, такая политика быстро приведет к распаду всей страны на части. Украина еще дальше может распасться, сначала в экономическом плане, а потом и в политическом, то есть, на отдельные анклавы.
Это — побочное явление, которое не является целью западных партнеров, но они не понимают, что именно такая политика и приводит к такому явлению, и в результате, это ударяет по интересам самих европейских стран и США.
Будут поиски выхода из тяжелого экономического кризиса. Местные губернаторы будут вести самостоятельную экономическую политику, но в итоге это может привести к разделению Украины на еще большее количество частей. То есть, Украина будет дробиться, этот процесс невозможно будет остановить, пока не найдется национальное согласие вокруг понимая того, что есть какая-то позитивная экономическая программа, а не тот негатив, который постоянно исходит от центральных властей.
Проблема юго-восточных регионов заключается в том, что Киев не выработал никакой внятной экономической политики развития этих областей, люди чувствуют, что не смогут себя прокормить, они не могут смотреть в будущее. Бизнес, население начинают задавать вопросы, что же Киев готов им предложить?
А Киев молчит и пытается решить проблему пулями и снарядами, что свидетельствует об искаженном представлении действительности. Люди всегда думаю о хлебе насущном, и им нужно предложить внятную программу будущего, как они завтра будут жить, где будут работать, какой будет курс национальной валюты. Киев говорит о чем угодно, но только не об этом.