Что случилось?
Компания Ryanair несколько месяцев назад объявила о выходе на украинский рынок, но долго не могла договориться с аэропортом Борисполь об условиях сотрудничества. Переговоры были сложными и периодически выносились в публичную плоскость. Закончилось тем, что сегодня, за два месяца до первого рейса, договор не был подписан и Райан объявил об отмене выхода на рынок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Не взлетел: крупнейший лоукостер Европы отказался от Украины
Виновными в данной ситуации компания назвала руководство аэропорта Борисполь, однако отменила и рейсы из Львова.
Каковы причины того, что произошло?
Райан действительно является самой дешевой авиакомпанией Европы и одновременно наиболее прибыльной. Такое парадоксальное сочетание достигается путем доведенной до идеала операционной эффективности и не менее идеального умения договариваться о лучших для Райана условия с партнерами (в том числе аэропортами и правительствами).
Райан выбивает себе скидки, преференции, субсидии и т.п. Им часто напрямую доплачивают за каждого пассажира. Все эти практики трудно назвать рыночными, однако они действительно работают и гарантируют низкие цены для потребителей.
Райан в процессе переговоров не гнушается даже самые радикальными методами: в Европе имели место случаи, когда они откровенно шантажировали правительства закрытием баз и выбивали себе условия, о которых Международные авиалинии Украины (МАУ) могли бы только мечтать.
Заход Райана на Украину изначально был популистским проектом, на котором пиарились вполне конкретные люди и политические силы. Учитывая цели данных людей, им было важно сделать это мероприятие максимально масштабным, помпезным и быстрым. Поэтому требовалось завести Райан в Киев и чем скорее тем лучше. Единственным вариантом для этого был Борисполь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ryanair пришел в Украину: бизнес для лоукостера и пиар для министра
Жуляны — частный аэропорт (а следовательно на них не получилось бы нажать), а Житомир, Гостомель или Белая Церковь требуют инвестиций в инфраструктуру, поэтому с ними быстро бы не получилось. Министерство снизило сборы, но этого было недостаточно, чтобы удовлетворить Райан.
Последний, чувствуя поддержку министерства, выдвинул кучу требований к аэропорту, ряд из которых было трудно выполнить. Важно понимать, что приняв эти условия, аэропорт создал бы прецедент для всех остальных авиакомпаний, включая базовой на три буквы. Можете не сомневаться, что последние без колебаний бы добились таких же преференций для себя, апеллируя равными условиями (ага-ага, МАУ в этой ситуации имело бы полное право заявить, что их ущемляют).
Столь масштабное изменение загнало бы аэропорт в убытки и хорошо бы не закончилось ни для аэропорта, ни для его руководства. В нашей стране точно нашелся бы кто-то, кто бы воспользовался мутной законодательной базой и потянул бы их в суд за недополученные прибыли госпредприятия или что-то подобное. Кроме того, Борисполь, будучи хабом, плохо подходит для лоукостеров — это реалии авиабизнеса, против которых не попрешь.
Кто виноват?
В основном некомпетентные популисты, которые, преследуя свои политические цели, поставили под удар имидж страны и шанс потребителей летать дешевыми авиалиниями в Европу. Так что, Борисполь ни в чем не виноват? Не совсем так. Они провалили трансляцию этого всего в публичную плоскость и именно по их вине это все сейчас выглядит как эталонная #зрада (измена, предательство — укр.).
А Райан? Не исключено, что Райан все еще не закончил игру и хочет добиться себе максимально выгодных условий. Не зря они закрывают и Львов, который уже давно все подписал — это явное давление на общественное мнение с их стороны, у которого должны быть мотивы. С чисто экономической точки зрения им было бы интересно летать даже в один город на Украине — у них есть прецеденты и меньших направлений в восточной Европе (сербский Ниш, например, с потоком в 100 000 в год и отсутствие Белграда).
Кроме того, набор направлений из Львова с самого начала выглядел более интересным с точки зрения рынка, чем из Борисполя — возможно, сразу был расчет на то, чтобы выбить себе еще больше преференций во Львове, разыграв карту Борисполя. В свете Брексита и насыщения западных рынков Райану очень нужно расти на восток, на Украине для них интересный рынок, кто бы что не говорил. Вполне возможно, что для этого привлекут тяжелую артиллерию типа Пороха или Гройсмана, которые на этом имеют неплохой шанс заработать политический капитал и нанести удар конкурентам.
Что нужно было сделать?
Заводить Райан в регионы и делать лоу кост аэропорт для Киева в Житомире, Белой Церкви или Гостомеле (последний вариант предлагало руководство Борисполя, если что). Создавать нормальную законодательную базу для развития, поддержки и субсидирования авиаотрасли и не возмущаться, если одним из бенефициаров (если не самым главным) будет МАУ: если мы за рынок, то нужно помнить, что они — один из его участников.
Чего не стоит делать?
Паниковать, вестись на #зраду и популизм. Помните, последний является основной причиной данной ситуации.
Что будет дальше?
То что произошло — плохо, но не смертельно. Райан своей активностью уже подогрел интерес к Украине: тот же Берлин из Львова от Визз является прямым результатом этой активности. Последние сейчас, если они не дураки, должны открывать как минимум еще пару направлений в Германию. Думаю, до конца года будут анонсы перелетов из Львова как от Визз, так и от других игроков. С Райаном цены были бы ниже, но и так будет неплохо. Кроме того, я бы не сбрасывал последних со счетов совсем: повторюсь, это все может быть частью их переговорной стратегии — они оставили себе пространство для маневра.