Ryanair пришел в Украину: бизнес для лоукостера и пиар для министра - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ryanair пришел в Украину: бизнес для лоукостера и пиар для министра

© Фото : Ad Meskens
Читать в
С октября крупнейший европейский лоу-кост Ryanair будет осуществлять рейсы из львовского аэропорта им. Данилы Галицкого и из киевского «Борисполя». Приход ирландской авиакомпании в Украину стал личным пиар-проектом министра Омеляна, борющегося за сохранение должности. К сожалению, то, что хорошо для покупателя, не всегда хорошо для государства

Приземлился, но не зашел

Ирландцы выдали план на первый год в Украине — перевезти 500 тыс пассажиров. «Ryanair» — крупнейший бюджетный авиаперевозчик в Европе, который обслуживает 33 страны, проводит активную экспансию, открывая новые маршруты и обновляя флот (сейчас в его составе один Боинг-737-700 и 371 Боингов 737-800) Его планируется расширить до 500 самолетов к 2024 году.

Еще год назад директор компании Дэвид О'Брайан не рассматривал Украину, как рынок и сказал, что вернется к этому вопросу через два года — как только будут выполнены определенные задачи по Германии и Франции. Задачи были решены быстрее, и «Ryanair» настроился на Украину.

Так, из Киева в Лондон рейсы будут совершаться пять раз в неделю, а в Манчестер — три рейса. Также в Стокгольм (4 раза/нед), и Эйндховен (3 раза/нед). Из Львова «райаны» будут летать в Краков и Вроцлав (3 раза/нед), в Будапешт, Берлин и Мемминген (2 раза/нед). Еженедельно из Украины — 31 рейс в Европу.

Почему не «Жуляны»

Киевским отправным пунктом планировался аэропорт «Жуляны». Но с Ryanair не договорились из-за невыгодных для аэропорта условий. Как сообщили в его пресс-службе, достаточно дешевые билеты лоу-коста аэропорт должен был компенсировать из своего бюджета.

«Жуляны» — это коммунальное предприятие. Но находится в аренде (в структурах миллионера и экс-депутата ВР Василия Хмельницкого и влиятельного донецкого бизнесмена, также экс-депутата Юрия Иванющенко) и является частным. Его дирекция имеет право регулировать любые тарифы согласно своему коммерческому интересу. Подсчитав расходы-доходы, они увидели, что порт будет нести убытки.

Во всем мире лоу-косты, как правило, садятся не на центральных аэропортах-хабах, а на мелких пригородных, на расстоянии 60-70 километров от мегаполисов. Города и порты таким образом получают огромный толчок к развитию. Гарантировано некое количество туристов, которые будут пользоваться арендованными автомобилями и платными автотрассами. Население занято, практически все гостиницы и кафе в округе заполнены, гостиничный и ресторанный бизнес, сфера развлечений получают свою прибыль, а власть — налоги.

На таких взаимовыгодных условиях местные власти частично гасят расходы лоу-костов.

«В Украине пока нет аэропортов, которые работают с лоу-костами. Аэропорты «отжимают» бюджетные компании на обслуживание одного пассажира максимум в 3-5 доллара. А классические крупные авиакомпании, такие как British Airways, Lufthansa, «Аэрофлот» платят, условно, 12 долларов. Если только лоу-косты наберут 1-2 млн пассажиров в год, тогда это уже будет взаимовыгодное сотрудничество. Но пока дешевые авиакомпании выйдут на такой пассажиропоток, что портам делать с классическими? Получается прямой конфликт между аэропортами и авиаперевозчиками. В Европе именно провинциальные порты являются базовыми для лоу-костеров», — объясняет экс-министр инфраструктуры Борис Колесников.

Уложится ли Ryanair в свой план по перевозке 500 тыс пассажиров из Украины? По словам О'Брайана больше 50 тысяч украинцев ежегодно летают его авиакомпанией, но из украинских аэропортов. Значит, есть скрытый спрос. Эксперты заверяют: самолеты этой авиакомпании пустыми летать не будут.

«В Европе схема прихода на рынок была примерно такая же, как и в Украину. Условно говоря — они обещают перевезти 200 тыс пассажиров, а порт им за это — 20 евро за пассажира. За полгода до полетов начинаются продажи. И через пару месяцев уже видно, реально ли перевезти такое количество людей до конца года. Если все успешно, то Ryanair начинает спецакции. Допустим, себестоимость полета 50 евро, а билеты по акции продают по 20 евро. 50 тыс дешевых билетов раскупили, а компания потеряла 1,5 млн евро на распродаже. Но Ryanair получают доплату 20 на все 200 тыс пассажиров. Получается 4 млн евро минус затраченные 1,5 млн на дешевые билеты — и компания на 2,5 млн евро в плюсе», — кратко описывает бизнес-модель ирландцев директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

© РИА Новости . Стрингер / Перейти в фотобанкС 25 октября вводится запрет на полеты украинских авиакомпаний в Россию и российских на Украину
С 25 октября вводится запрет на полеты украинских авиакомпаний в Россию и российских на Украину

По карману и под безвизовый режим

Одновременно с этим, как сказал в комментарии Ukraina.ru Колесников, «самым большим тормозом для заключения соглашения с Ryanair в мое время было отсутствие безвизового режима, который создал бы реальное наполнение пассажиропотоков». Сейчас получить визы в те страны, откуда будет летать из Киева ирландский лоу-кост довольно сложно. Учитывая, что цены билетов каждый день меняются, даже короткий отдых может влететь в копейку.

Примечательно, что согласно последней информации от авиационных экспертов, все посольства в Евросоюзе уже уведомлены, что вопрос открытых границ для Украины решен. Об этом официально объявят, предположительно, в июле. Понимая, сколько украинцам обещают безвиз, то, как говорится — поверим, когда увидим.

Если говорить о конкуренции на украинском авиарынке, то зачастую в СМИ упоминают о монополии Международных украинских авиалиний, владельцем которых считается олигарх Игорь Коломойский. Однако здесь скорее речь не монополии, а доминировании на рынке. Согласно экспертной аналитике МАУ прошлое полугодие активно конкурировало на некоторых направления с WizzAir и Ryanair.

«К примеру, МАУ продавала билеты из Вильнюса транзитом через Киев до Лондона, Парижа и Барселоны дешевле, чем продавал из Вильнюса WizzAir и Ryanair на свои прямые рейсы в Лондон, Париж и Барселону. Причем в Лондон и Париж эти компании летали во второстепенные порты, а МАУ — в главные. Причем МАУ летало себе в полный убыток. Зачем это было нужно, мне никто в авиакомпании не смог внятно объяснить», — рассказал Ланецкий.
Что касается венгерского лоу-коста WizzAir, которого, как поговаривают, из Украины «выдавил» МАУ. Но успешная компания закрыла в 2015 году украинскую «дочку» (как ранее болгарскую и сербскую), так как ее содержание оказалось нерентабельным. Об этом на январской конференции, проходившей в «Борисполе», официально заявил региональный директор лоу-коста.

В любом случае, текущее состояние дел пойдет только на руку пассажирам, в то время как конкуренция между WizzAir, Ryanair и МАУ усилится. Эксперты рекомендуют общенациональной украинской авиакомпании менять позиции, стратегию и нишу. Поскольку ни одной авиакомпании Восточной Европы, по единому мнению аналитиков, прямая конкуренция с Ryanair не пошла на пользу, а некоторых даже обанкротила.

«Борисполь» в убытках

«Борисполь» в отличие от «Жулян» является госпредприятием. Поэтому доплат авиакомпании не дождутся. Тарифы в госаэропортах утверждаются Госавиаслужбой и министерством инфраструктуры. Они едины и действуют для всех перевозчиков. Кроме тарифов есть ряд сборов, которые не могут быть изменены или уменьшены — пассажирский сбор (на данный момент он составляет 17 долларов — за каждого пассажира на вылет, на прилет — 4 или 4,5 доллара, сбор за безопасность и сбор за взлет-посадку (зависит от массы воздушного судна и рассчитывается по утвержденной формуле — это плюс несколько долларов к остальным сборам). Эти доходы для аэропорта постоянны притом, что есть и скидочная система.

© РИА Новости . Стрингер / Перейти в фотобанкС 25 октября вводится запрет на полеты украинских авиакомпаний в Россию и российских на Украину
С 25 октября вводится запрет на полеты украинских авиакомпаний в Россию и российских на Украину

Приказ министерства об аэропортовых скидках был выпущен еще в 2008 году. А в недавней публичной оферте «Борисполя» значились скидки в 75% для всех а/к, открывающих новые направления. При этом три рейса Ryanair из четырех автоматом подпадают под эту акцию.

Насчет Львова еще до приезда О'Брайана стороны практически ударили по рукам. Это муниципальный аэропорт, но там дело обстоит иначе. Руководством порта было объявлено, что скидки (в пределах официально разрешенных) за новые рейсы будут предоставляться абсолютно всем авиакомпаниям. Более того, как говорят специалисты, городские власти и турбизнес пообещали компенсировать аэропорту убытки.
А вот с «Борисполем» Ryanair начал жесткие торги. Эксперты говорят, ирландцы хотят себе скиду «почти до нуля». Конкретные условия сделки не разглашаются, но осведомленные специалисты уверены, что капризы Ryanair оставят «Борисполь» в убытках. Сверхвысокие скидки не только значительно урежут доходы порта, но будут являться незаконными. И за выяснением обстоятельств в аэропорт нагрянут работники прокуратуры, чиновники и депутаты.

Более того, как говорят эксперты, автоматически возроптали МАУ и стали требовать равных условий с Ryanair. Их возмущение объяснимо: они УЖЕ перевозят 5 млн пассажиров в год, тогда как Ryanair только заявляет о намерениях перевезти за первый год только из Киева 250 тыс людей за восемь месяцев до полетов. Справедливости могут потребовать и другие авиакомпании путем подачи судебных исков.

Министр продавил — ему нужнее

«2017 год — год лоукостеров в Украине. Мы видим, что Ryanair уже зашел. Мы ведем сейчас переговоры с двумя лоукостерами из Европы», — сказал министр инфраструктуры Владимир Омелян, который ведет с ирландцами переговорный процесс. Сам лоу-кост еще не зашел, подписано только рамочное соглашение о сотрудничестве, которое ничего не значит.

Министр пошел на неоправданный риск ради политических баллов. Кресло под ним в последние месяцы шатается на фоне конфликтов с главой Украинских железных дорог поляком Войцехом Балчуном и премьером Владимиром Гройсманом. Министру в отсутствие видимых реформ срочно нужен успешный проект. Успех любой ценой и за счет дохода госпредприятия пока берет верх над экономическим расчетом и дальновидностью.

Пассажиры от ситуации, конечно, выиграют — им нет дела до перипетий на рынке, главное летать дешево. Пока об ошибке министра, а точнее об излишней уступчивости за государственный счет, мало кто знает. Очевидно одно: для европейский авиакомпаний новый рынок — это бизнес, для украинских чиновников — пиар. Те, кому летать станет удобней и дешевле, еще долго не будут подозревать, что отчасти делают это за счет тех, кто вообще никогда не летал на самолетах.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала