На днях у меня была встреча с коллегами-журналистами. Ребята работают в различных редакциях — кто на ТВ, кто в печати. Единственное, что объединяет эти СМИ — все они претендуют на некую оппозиционность и критику власти, подтверждая тем самым тезис этой же власти о «невиданной свободе слова». Впрочем, задушевная беседа с коллегами, дала мне понять: оппозиционность фейковая, а самоцензура в тренде.
Так совпало, что встреча проходила в тот день, когда главред сайта «Страна.ua» Игорь Гужва давал пресс-конференцию о новых делах, которые фабрикует против него и его СМИ прокуратура. Поэтому беседа с коллегами быстро стала тематической.
На встречу я немного опоздал. Просто засмотрелся на то, как «Нова Поліція» пытается разогнать «бомбил», которые паркуются прямо на остановке троллейбуса. Увлекательный процесс: всех разогнали и уехали, а через 10 минут таксисты опять на месте. Прямо борьба Украины с коррупцией на примере одной площади.
Двое моих собеседников — по понятным причинам называть имен не буду — киевляне, а третий из Харькова. Все уже работали в СМИ до Евромайдана и продолжают сегодня. Они действительно знают, о чем говорят.
— Редакторы и продюсеры зачищают всех журналистов и корреспондентов, которые стараются отойти от «генеральной линии», — говорит Настя из Киева, которая работает на телеканале «Интер». «Наш канал — как считается — оппозиционен («Интер» принадлежит Сергею Левочкину и Дмитрию Фирташу — ред.), но праворадикалы, судя по всему, просто не смотрят наши выпуски — уверена, они бы им понравились. Там ведь в лучших традициях «Минстеця»: «проросійські найманці» и «бойовики», «війна з Росією».
— Этих формулировок требует руководство?— интересуюсь я.
— Я не получаю указания от руководства, но у нас есть выпускающий редактор. Может, ему и говорят прямо, но в моих утренних сюжетах по ситуации на Востоке или украинско-российских отношениях я не могу избегать определенных терминов. В противном случае, через весь ньюсрум приглашают «на ковер». Можете найти эти примеры на сайте.
Пока, полиция за окном пыталась навести снова, порядок, к нашему разговору подключился коллега из другой редакции того же «Интера».
— Сейчас, на канале у, скажем так, патриотичной части журналистов и редакторов праздник. Раньше у нас было весьма либерально с выбором языка для сюжетов: украинский или русский (редакция «Интер-Утро» — прим. ред.). Единственное, что литредакторы постоянно твердили русскоязычным: «ми ж українське телебачення, то повинні бути україномовними». Теперь у них для этого есть все основания», — описывает внутриредакционные настроения Дмитрий В.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СМИ танцуют чечетку: как хваленая свобода слова в Украине дошла до самоубийства
Если бы эта беседа состоялась на несколько дней раньше, то состояние когнитивного диссонанса меня бы не покинуло, а так я морально был готов. Дело в том, что, буквально, в прошлый четверг мне сообщили, что на украинском оппозиционном ресурсе (они сами себя так называют) «Главновости» удалили комментарий, где эксперт сказал: «Сегодня уже полностью сформирована идеологическая база украинского режима. В ее основе — конфликт с Россией. Обработка массового сознания украинцев, воспитание новых поколений <…> Конечный результат — полный разрыв дипломатических отношений <…>».
Как результат: на месте страницы с новостью появилась подпись «Разыскиваемая новость пропала либо была выкрадена агентами Кремля», а журналиста, видимо, как «агента Кремля», просто, уволили. Причем не за его оценочные суждения, а слова эксперта, который, к слову, всегда, представляет площадку для мнений, как российского, так и украинского экспертного сообщества.
Выводы делайте сами, относительно того, кто способствует формированию идеологической базы режима. Кстати, в телефонной беседе «неформальные кураторы ресурса» от Александра Вилкула — пламенного борца за русский язык — заявили, что не знают ничего об этом инциденте.
Бег по кругу
Но вернемся в Киев на будущую «Галицкую площадь» к моим друзьям. Может быть, через пару лет, здесь, уже так и не соберемся. Тем более что харьковчанин Алексей уже «наелся» киевской демократии:
— Я работаю в одном из интернет-изданий, имеющих отношение к так называемой «МуРе» (оппозиционер Мураев и Рабинович — прим. ред.). До этого приходилось работать на канале Рабиновича «NewsNetwork», но я не выдержал тех интриг, которые плетутся вокруг неугодных.
— Кто их инициатор?
— Есть в команде Рабиновича его, толи правая, толи левая рука — Владимир Кацман. Он целыми днями сидит и мониторит эфиры «NewsOne» и «NewsNetwork». Просматривает интернет-ресурсы. Как я понял, его цель — это поиск информации, которая может не понравиться шефу или «сепаратисткая». В понимании Кацмана, «сепаратисты» — это все те, кто упоминает Россию в позитивном или нейтральном контекстах. Так же очень пристальное внимание к экспертам, там у них целый набор «запрещенцов»: Фесенко, Корнилов, Бала, Береза, Кличко и другие.
— А Кличко с Березой за что?
— Их критиковать нельзя, поэтому, лучше не упоминать вовсе. Просто, кого-то не упоминают за «не те» взгляды, а других — из-за бизнес-интересов. Вообще, по какой-то причине, среди подчиненных Рабиновича огромное количество «майданщиков» или людей исповедующих идеи национализма. Хотя, сам Рабинович четко от этого отмежевывается. Помню, что еще в 2016-м его канал начал крутить Симона Петлюру с его цитатами, а до этого были сюжеты против этого «героя». Еще был издевательский ролик о смерти Виталия Чуркина. Посмотрите и вам станет ясна вся подноготная. Как делать можно и, что поощряется. Мне один из журналистов рассказал, что этим сюжетом (смерть Чуркина — прим. ред.) были возмущены некоторые зрители, но администрация, только, поехидничала. Так же и в нашем интернет-издании.
— Может просто не заметили?— с надеждой спрашиваю я.
— Там все мониторится. Они в 2016-2017 годах. зачистили всех, кто был им неугоден. Я не буду называть фамилии этих ребят. Хотя, если вы просмотрите тот же сайт канала «NN», то увидите, что с мая-июня нет ни более-менее острых тем, антифашистких сюжетов. Нет и целого ряда экспертов. Так же и мне приходится балансировать, чтобы редактору нравилось.
За свободу слова — с кляпом во рту
Трудно однозначно определить виновных в том, что украинская оппозиция пытается придушить своих же. Может быть, это делается редакторами, чтобы нравилось хозяевам, а хозяева, чтобы нравилось властям. Пройти по «тонкой красной линии» и не пересечь запретных черт очень сложено, почти невозможно. Сложно критиковать власть, но при этом твердить про войну с Россией и террористов из Донбасса. Сложно защищать русский язык и при
этом ненавидеть экспертов из России, даже тех из них, кто вменяем и трезв в суждениях. Трезвость нынче не в ходу, в отличие — от патриотизма, который, как известно, последнее прибежище.
А в это время, «бомбилы» делали очередной заезд вокруг квартала, чтобы встать на «свое» место…