Эксклюзив

СМИ танцуют чечетку: как хваленая свобода слова в Украине дошла до самоубийства

Григорий Самоходов
обозреватель Ukraina.ru

История медиа-холдинга «Вести», который был удавлен руками собственника

В украинском медиа-пространстве набирает силу очередной скандал. Не успев толком поработать в своей должности, за свои посты в соцсети Facebook уволена шеф-редактор «Радио Вести» Ирина Гаврилова.

СМИ в Украине давно перестали быть бизнесом (исключение разве что – развлекательный «глянец»). До конца нулевых годов с прилавков исчезли почти все деловые издания, немногие оставшиеся переквалифицировались в общественно-политические. Но в политику им играть сейчас не очень-то дают. У медиа, которые содержат преимущественно олигархи как инструмент политического влияния, остается все меньше свободы выражения в смысле критики власти. А без критики СМИ никак не могут – от них сбегает читатель.

Власть закручивает гайки похлеще, чем во времена Януковича. Министерство информации, возглавляемая кумом Порошенко Юрием Стецем, борется не только и не столько с российской пропагандой, сколько с внутренним врагом. И кажется, что с последним куда более рьяно, чем с первым. Потому что для власти он куда опасней.

Вот и приходится газетам, телеканалам да радиостанциям корчиться в конвульсиях — маскировать, уравновешивать критику власти, идти на мыслимые и немыслимые компромиссы. То, впадая в отчаянную самоцензуру, то, выкатывая на свет божий худшие образчики профессиональной несдержанности и некомпетентности. Все это есть деградация самих СМИ и их читательской аудитории в Украине.

А случай с Гавриловой – просто очень яркий пример.

Всем миром охаянная

«Вообще, дико смотреть на то, как День Конституции празднуют те, кто нарушил ее, организовав антиконституционный переворот в 2014-м», — написала Гаврилова в день празднования юбилея Основного закона. После — пост в одно слово — «Вальцман-2», последовавший за заявлением главы фракции БПП Игоря Грынива о том, что Порошенко будет баллотироваться на второй срок. Были и другие посты – про погибших бойцов ВСУ и скончавшихся депутатов оппозиционных партий – посты безвкусные и безыскусные, а местами и вовсе отвратительные. Но не они, а последовавшая на них реакция – вот что по-настоящему интересно.

К увольнению Гавриловой подключились, с одной стороны – народные депутаты, активисты разных мастей и… журналисты самого «Радио Вести», к слову – крупнейшей разговорной радиостанции страны. Первым хай поднял нардеп от партии «Укроп» Борислав Береза. Он не только заявил о прекращении сотрудничества с «Радио Вести», но и инициировал сбор подписей депутатов парламента под обращением к СБУ с просьбой проверить Гаврилову на «сепаратизм» и «привлечь к ответственности» в случае обнаружения таких фактов. Тут же появились новости о том, что Гаврилова в свое время работала в администрации Януковича — и закрутилось…

Ни о какой журналистской солидарности не было и речи. От Гавриловой тут же открестился коллектив радио, а вскорости и собственник. Сначала было заявление о том, что посты Гавриловой – ее личное дело. Но потом под нажимом «прогрессивной общественности» медиа-холдинг «Вести Украина» объявил об увольнении шеф-редактора радиостанции.

Медиа-холдинг с нуля

«Радио Вести» как и весь одноименный холдинг – уникальное явление в украинском медиа-пространстве. Холдинг был создан в 2013 году и включал в себя газету «Вести», журнал «Вести Репортер», радио «Вести», интернет-подразделение, а также телеканал, который со временем также должен был быть брендирован как «Вести».

В холдинг, который тогда носил название «Мультимедиа инвест групп», закачивались немалые деньги. Газета «Вести», выходившая тиражом 350 тысяч экземпляров, бесплатно раздавалась у метро и на перекрестках. Ею пестрел весь Киев и крупные города востока и центра страны. Журнал «Вести Репортер» привнес в украинскую журналистику жанр качественного репортажа, имел более узкую, но при этом и более думающую аудиторию. Радио «Вести», интернет-ресурсы и телеканал охватывали оставшуюся нишу, делая холдинг по-настоящему многопрофильным.

С самого начала руководителем холдинга был Игорь Гужва, в прошлом главный редактор газеты «Сегодня». Он же значился и собственном, но было вполне очевидно, что за Гужвой стоят серьезные люди с деньгами. В Украине образца 2013 года почти каждый уважающий себя олигарх обладал собственным медиа-ресурсом. У Ахметова были телеканал «Украина» и газета «Сегодня», у Пинчука – СТБ, ICTV и газета «Факты», у Коломойского – канал «1+1», информагентство "Униан" и т.д. Своим медиаресурсом обзавелся и младоолигарх Курченко, представлявший интересы «семьи» Януковича. Таким ресурсом стал холдинг UMH, выкупленный у Бориса Ложкина (ныне — глава администрации президента Украины, а до того — успешный медиамагнат).

Покупать на рынке было больше нечего, а интерес к СМИ и деньги были. Ежедневная газета «Вести», с которой начинался холдинг, была создана с нуля. Бесплатная газета стоила огромных денег. Как и выпуск полноформатного цветного еженедельного журнала. Но больше всего средств потянуло создание радио. Качественного разговорного радио в Украине никогда не было (оборудование, стиль и контент радио "Эра FM" относили нас к советскому прошлому). Поэтому к созданию радио нового поколения было решено привлекать российских спецов: на этапе организации и подготовке к вещанию — экс-руководителей «Коммерсант FM» Дмитрия Солопова и Алексея Воробьева, затем — российских ведущих.

Между Сциллой и Харибдой

Радио вышло в эфир весной 2014 года, уже после победы Майдана. К тому времени у холдинга уже начались проблемы. Его обвиняли в антимайданной, пророссийской политике. Газету и журнал атаковали радикалы, которые устраивали погромы в офисе «Вестей» и «Репортера». Позже дело радикалов продолжило уже СБУ и МВД, которые проводили обыске в холдинге, а позже завели несколько уголовных дел – об уклонении от уплаты налогов и, конечно, за сепаратизм.

Позже выяснилось, кто таки владеет изданием. Оказалось, что финансирование холдинга обеспечивает бывший министр доходов и сборов Украины Александр Клименко. И понеслось.

Победа Майдана стала мощным ударом по стремительно развивающемуся холдингу. Его обвиняли в пророссийской позиции. Офис «Вестей» атаковали раз в два-три месяца, руководство холдинга стало постоянным резидентом на допросах в СБУ и налоговой. Журнал «Репортер» менял главредов как перчатки, выпуски газеты «Вести» то и дело срывались из-за того, что активисты изымали ее тираж. И все же СМИ холдинга, несмотря ни на что, оставались популярными. У них была своя аудитория – слушатели и читатели, преимущественно критически воспринявшие события на Майдане.

В отличие от коллег по холдингу вещанию "Радио Вести" ничего не угрожало. Сказывался имидж популярных ведущих и отсутствие откровенной критики власти — радио поймало патриотическую волну. Собственник в процесс не вмешивался — было просто не до того — бегство из Украины, Москва, новый мир, новая реальность.

Давление на холдинг "Вести"  достигло апогея летом 2015 года. Нападки на газету и журнал параллельно сопровождались «отжимом» бизнеса у Клименко. Так, структуры, близкие к олигарху Игорю Коломойскому, тогда еще губернатору Днепропетровской области, «отжали» у беглого министра сельхозпредприятие «Чумаки». Обращения в прокуратуру и милицию ни к чему не привели – защищать Клименко никто не собирался. Наступил переломный момент — Клименко пошел договариваться.

Принуждение беглого министра к миру венчалось в июле 2015 года уходом Игоря Гужвы, в отношении которого также было возбуждено уголовное дело. Именно Гужва был носителем нелояльной по отношению к власти позиции изданий холдинга.

Он лично правил выпуски газеты «Вести» и журнала «Репортер», а потому в глазах медийной общественности и власти стал воплощением «путинской пропаганды». Во времена Игоря Гужвы «Вести» транслировали правду – претенциозно, с надрывом, часто – с перегибами. И все же правду.

Уход Гужвы, судя по всему, стал одним из ключевых пунктов договоренности, достигнутой Клименко с администрацией президента. Входящие в холдинг СМИ стали много более лояльными, критика стала умеренной, а со временем — и вовсе исчезла.

Медиа-холдинг или салон красоты

Клименко поставил у руля "Мультимедиа инвест групп", который взял себе новое название «Вести Украина», свою гражданскую жену Ольгу Семченко. Сам же Клименко, перебазировавшийся в Москву, начал пиар-кампанию, которая должна была сопровождать его возвращение в Украину. Была организована бумажная партия «Успешная Украина», раз в пару месяцев появлялись пафосные видеоролики беглого министра, где он делился маловнятными соображениями о том, как дальше строить Украину.

Шли месяцы, а Клименко все не возвращался в Киев. Оказалось, что «договорняк» с властью был иллюзорным и очень зыбким. Риторика газеты «Вести» менялась от выпуска к выпуску – то жесткая критика власти, то – беззубое и нейтральное чтиво. Журнал «Репортер», который был ориентирован на публику с интеллектом выше среднего, до конца 2015 года и вовсе закрыли. Новому руководителю — Ольге Семченко интеллектуальный журнал с его длинными репортажами и аналитикой был попросту непонятен. Использовать его как площадку для торга с властью было сложно — разве что раз в неделю править обложки. Наигравшись с обложками — бросили затею и журнал закрыли, коллектив разбежался.

«Шатание» газеты «Вести» из стороны в сторону отразилось на количестве читателей. Издание стремительно теряло аудиторию. Оно уже не было критическим по отношению власти, но не стало чем-то другим – позиции просто не было. Критика власти была спорадической и зачастую была обусловлена спонтанными решениями руководства холдинга, на которые влияли подковерные переговоры с людьми из администрации Порошенко. Сегодня любим власть, завтра снова не любим. И так на протяжении долгих месяцев.

Остывший, никому не нужный

Смена курса запустила кадровую чехарду в холдинге, которая дошла и до радио.

Радио «Вести» изначально позиционировалось как продукт сбалансированный. Власть кусали, но аккуратно, между строк. А наличием в журналистском коллективе популярных ведущих – Мыколы Вересня, Матвея Ганапольского, Сакена Аймурзаева, Андрея Куликова, Павла Шеремета, известных своей антироссийской, промайданной риторикой – долгое время служило зонтиком для «Радио Вести» от нападок СБУ и МинСтеця.

Все изменилось тогда, когда стало совершенно очевидно, что главная цель медиа-холдинга — возвращение и легализация Александра Клименко, невыполнима. На популярном разговорном радио началась кадровая ротация. Эфир покинул Матвей Ганапольский, поносивший в эфире Россию. Затем ушел Сакен Аймурзаев, Павел Шеремет, затем главред радиостанции Валерий Калныш. Заменить популярных ведущих призван был российский ведущий Отар Кушинашвили. Но того в страну попросту не пустило СБУ.

Наконец, генпродюссер «Радио Вести» Юлия Литвиненко, которую руководитель холдинга Ольга Семенченко называла едва ли ни своей подругой, также написала заявление об увольнении.

Попытка в очередной раз развернуть контент с лояльного на нелояльный власти на медиа-ресурсе, который пользовался хоть каким-то доверием слушателя, обернулась провалом. В конце июня текущего года руководить радиостанцией позвали известного медиаменеджера Виталия Докаленко, который занял должность генпродюсера. А шеф-редактором стала та самая Ирина Гаврилова, продержавшаяся в своей должности всего несколько дней.

Гаврилова стала очевидной кадровой ошибкой семейного подряда Клименко. С помощью таких как Гаврилова решено было ужесточить риторику "Радио Вести". Но назначение Гавриловой состоялось уже совсем в другой реальности со свободой слова в стране. К тому времени уже сидел в СИЗО Руслан Коцаба, "Миротворец" публиковал списки журналистов, имевших аккредитацию в ДНР/ЛНР, центральные телеканалы, чьи сюжеты тщательно отсматриваются в министерстве пропаганды (так называемый МинСтець), предупреждения Нацсовета телевидения и радиовещания каналам, проявившим малейшую непокорность, «высылка» Савика Шустера, которому хотели аннулировать разрешение на работу, и много другое.

Убить СМИ своими руками

Вмешательство в редакционную политику, ручное управление, а главное – управление медиа непрофессионалами, стало началом конца некогда успешного холдинга. Бывший глава пресс-службы Министерства доходов и сборов (в народе – Минсдоха) Ольга Семченко руководила огромной медиаимперией Александра Клименко, как жены богатых людей руководят салоном красоты или тренажерным клубом – по своему усмотрению, на своей непретензиозный вкус.

Сменив риторику, «Вести» потеряли и читателя. А, потеряв читателя, перестали быть опасными для власти. Хуже того – кадровая ротация – привела к критическому падению качества входящих в холдинг СМИ. В результате они утратили влияние – то, из-за чего громили офис «Вестей», в конце концов, то – что по-настоящему пугало власть.

Сыграв в поддавки, Порошенко или кто уж там от его имени вел переговоры с людьми владельца «Вестей», легко переиграли Клименко, который уничтожил свой медиа-холдинг собственными руками. В апреле 2016 года в принадлежащий Клименко банк Unison ввели временную администрацию. Тем самым украинская власть дала понять, что не только не позволит Клименко вернуться в Украину, но и не гарантирует неприкосновенность его бизнеса. Других аргументов для власти, кроме разрушенного собственной глупостью медиа-холдинга, у беглого министра нет. Сотни миллионов гривен, потраченных на дорогую игрушку, пропали даром.

А информационное пространство Украины, славившееся многообразием мнений, открытой критикой власти даже при "кровавом" Януковиче, становится ровным и монолитным. И качественно безынтересным. 

Теги:
свобода слова, СМИ
Материалы по теме
ЭксклюзивПресс-конференция военнослужащей Надежды Савченко в КиевеСавченко вступила в борьбу за протестный электорат УкраиныДепутат Верховной Рады Надежда Савченко незамедлительно подхватила политический тренд и сделала тарифы ЖКХ ключевой темой своих заявлений, тем самым пытаясь заручиться поддержкой большего числа избирателей
НовостиМинистр внутренних дел Украины А.Аваков посетил центр подготовки патрульных полицейских во ЛьвовеАваков: Зла на Кернеса не держу, но его должны судитьКак заявил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, у него с мэром Харькова - постоянные конфликты, но мстить Геннадию Кернесу он не намерен
ЭксклюзивДело Александровской: Украина расправляется с инакомыслиемПеречень резонансно-скандальных дел против политических оппонентов киевской власти пополнился делом Аллы Александровской
ЭксклюзивЯрмарка вакансий для украинских беженцев в НовосибирскеЗакон о гражданах второго сортаКонституционный суд Украины начал рассмотрение нормы, которая лишает соцгарантий тех, кто живет в зоне АТО. Население трех украинских областей могут обречь на нищету
Мнения