Блокада транспортного сообщения с Донбассом, начатая радикалами и, закрепленная затем на государственном уровне президентом страны Петром Порошенко, спровоцировала острый дефицит угля на украинских ТЭС. В связи с этим правительство продлило режим ЧС в энергетике до середины апреля.
«Мы сейчас будем покупать (уголь — ред.) за валюту. Это или США, или Австралия, или Южная Африка. Это чрезвычайно серьезно», — сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
Ранее украинские политики говорили, что в начале года сложно найти зарубежных поставщиков угля, поскольку все объемы уже законтрактованы. Кроме того, на подписание договоров и поставку морским путем уйдет несколько месяцев. К тому же южноафриканское топливо однажды уже сыграло с Киевом злую шутку: энергоресурсы из ЮАР оказались не только намного дороже, чем поставки с предприятий Донбасса, но и непригодными для использования на ТЭЦ Украины.
«Мы уже более 500 дней живем без капли российского газа. Мы выбрали год на то, чтобы добывать украинский газ из украинских недр, и в этом году, я думаю, что мы больше чем на полмиллиарда кубов увеличим добычу собственного газа. Это означает, что на 500 миллионов мы купим меньше за валюту, а это и есть наша энергетическая независимость», — сказал Гройсман.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Черная метка для Украины
18 января «Нафтогаз» отказался выплачивать «Газпрому» долг в размере 5,5 млрд долларов до решения Стокгольмского арбитража. Согласно соглашению, заключенному в 2009 году, украинская компания обязана каждый год оплачивать минимальное количество газа в рамках условия «бери или плати» (take or pay). Основная часть претензий «Газпрома» приходится на штрафы за недобор топлива во втором-четвертом кварталах 2016 года.