30 июня на праздновании годовщины Ассоциации городов Украины Петр Порошенко рассказывал об успехах децентрализации Украины.
«За это время (с 2014 года — ред.) местные бюджеты выросли на 100 млрд грн. Уверен, что в 2014 году очень мало кто верил в цифру 100 млрд грн… Эти миллиарды — отремонтированные или построенные дороги, школы и больницы. Это — закупленная в городах коммунальная техника, троллейбусы и трамваи. Выиграл каждый город», — отмечал Порошенко.
Во время выступления, он припомнил и то, что было до его президентства.
«За это время громады пережили и чрезвычайно сложные 90-е, когда городские бюджеты надо было собирать буквально по нитке. И как их наполнять никто не подозревал. И централизацию, которая из года в год росла, несмотря на обещания лидеров, и доля общенационального бюджета росла, а общины все больше и больше зависели то ли от ул. Банковой, то ли от ул. Грушевского, когда везде надо было ездить с протянутой рукой или сумками», — сравнивал Порошенко себя и «попередников».
Однако у экспертов по вопросам местного самоуправления совсем другое мнение. При Порошенко страна стала еще централизованней, а увеличение бюджетов на местах — иллюзорно.
Хаотичность и несогласованность
Одна из острых проблем украинского самоуправления — его несогласованность.
«У нас есть определенный хаос в местном самоуправлении потому, что мы с самого начала на договорились, не разработали доктрину местного самоуправления. Мы не согласовали между собой: а что мы считаем местным самоуправлением, кто является основным носителем местного самоуправления и по какой модели его организовать», — считает вице-президент Союза лидеров местных и региональных общин Украины Василий Куйбида.
В качестве примера Куйбида приводит три основных нормативных акта: Конституцию Украины, закон Украины «О местном самоуправлении на Украине» и Европейскую хартию местного самоуправления. Эти документы трактуют самоуправление по-разному. Конституция и Европейская хартия называют его естественным правом, в то время, как закон указывает, что это «право, гарантированное государством».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Политологи: Правительство Украины отправляет сильных — в рабы, слабых — в гробы
Кроме того, в украинских нормативно-правовых актах основным носителем местного самоуправления является территориальная община, в то время, как в Европейской хартии, ратифицированной Украиной, а следовательно имеющей приоритет перед украинскими законами, носителем самоуправления является местная власть.
Есть проблемы и несогласованности и в других законах.
«У нас некодифицированное муниципальное законодательство, и наши служащие местного самоуправления ходят по минному полю», — резюмировал Куйбида.
Куйбида — бывший министр регионального развития Украины, экс-нардеп, один из авторов Конституции Украины — политический «старожил». Его сложно заподозрить в незнании украинских законов и реалий самоуправления на Украине.
В свою очередь, другие эксперты указывают на то, что Порошенко выстраивает жесткую вертикаль власти на Украине.
«Контроль центра над регионами последние года два только усиливается. Это связано с усилением центральной власти, разрушением конкурирующих олигархов, войной и концентрацией военных и силовых инструментов», — заявлял в одном из комментариев Ukraina.ru политолог Руслан Бортник.
Не спасает дело и якобы большая финансовая независимость регионов, которую якобы предоставляет им новая власть.
Бюджеты растут. Номинально
Рассказывая об успехах децентрализации президент акцентирует внимание в первую очередь на большую финансовую независимость регионов.
На деле же все не так радужно. Ведь рост бюджетов зачастую есть только на бумаге.
«Децентрализация сегодня заключается в том, что сегодня создано 10% административно-территориальных громад, то есть удалось объединить населенные пункты в более крупные административно- территориальные пункты. Государство оказывает им прямое субсидирование и кое-где за эти деньги удается провести эту процедуру. Но местное самоуправление получает не больше денег в номинальном выражении, нежели оно получало три года раньше. Вместе с тем долю местных бюджетов в центральном бюджете сократили. Если местные бюджеты в 2013 году получали 21 % финансирования, то сегодня это 18%. Если же посчитать по сегодняшнему курсу по отношению к доллару то сегодняшнее финансирование местных бюджетов на 40% меньше, чем оно было раньше. Пока что успехи сомнительны в этом процессе, и работать в этом направлении правительству еще надо много», — отмечает в комментарии Ukraina.ru политолог Руслан Бортник.
В итоге, регионы выкручиваются, как могут. В частности, пытаются хоть как-то перераспределить имеющиеся деньги. В итоге, то, что должно идти на инфраструктуру, идет на образование и здравоохранение.
Проблема есть, она назрела и о ней знают в правящей партии. Так, один из членов БПП, а ныне — мэр Киева Виталий Кличко сегодня во время круглого стола, посвященного проблемам местного самоуправления заявил: денег не хватает, а государственные субвенции хаотичны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Тимошенко: Децентрализация от Порошенко означает ликвидацию сёл
«Одной из крупнейших проблем, с которой ко мне обращаются как к председателю Ассоциации городов члены нашей организации, является определение объема делегирования муниципальной власти полномочий правительства. Сегодня государство хаотично передает полномочия, например, в сфере социальных льгот и субсидий. Проблема заключается в том, что право на получение льгот определено законами и его вводила центральная власть. А финансирование таких льгот фактически переложило на местные власти. И мы вынуждены отвлекать значительные ресурсы с программ благоустройства, развития жилищно-коммунального хозяйства, строительства дорог на финансирование общегосударственных льгот», — подчеркнул Кличко.
За примерами в Киеве далеко ходить не надо: советская инфраструктура украинской столицы уже не выдерживает нагрузки, свидетельством чему — гейзеры, возникающие подчас на улицах города.
Указал Кличко и на тот факт, что права и полномочия муниципалитетов до сих пор не закреплены в законодательстве Украины, из-за чего крупные города подчас взваливают на себя бремя по обеспечению жизнедеятельности близлежащих поселков.
«В целом сегодня под маркой децентрализации глубинные реформы не проводятся. Местные органы самоуправления особых полномочий не получили. В Европе децентрализация шла 40-50 лет, например в странах Скандинавии. А в Украине это пытаются это сделать за пару лет. Реформа децентрализации заключается в том, что органы местного самоуправления получают больше денег и полномочий, а больше денег тоже получили только номинально», — заявляет в свою очередь Бортник.
Таким образом, обещанная децентрализация оказалась пустышкой: субвенции местным бюджетам сокращаются, последние если и растут, то только в числовом измерении и то, из-за инфляции, а остающиеся у местных общих на руках скудные средства они вынуждены перераспределять на переложенные на их плечи государством новые статьи расходов, из-за страдает местная инфраструктура. Получается замкнутый круг, выхода из которого на Украине пока не видно.