Мультфильм «Маша и Медведь» уже несколько лет стабильно сохраняет свою популярность. Озорная Маша и добрый Миша вошли в нашу жизнь в январе 2009 года и с тех пор стали любимцами и детей, и взрослых. Российский мульт бьет рекорды популярности на Украине, где его назвали самым модным мультфильмом прошлого года. Более того, после решения о блокировании социальной сети «Вконтакте» некоторые комментаторы объяснили это взрывной популярностью «Маши и Медведя». Потому что украинские подростки десятками тысяч записывались в посвященные мультфильму сообщества, и делились им со своими сверстниками.
Любят мультфильм и прибалты, что вызывает раздражение их политиков. Так, преподаватель института коммуникаций Таллинского университета Приит Хыбемяги обвинил «Машу и Медведя» в пропаганде военной силы и назвал его инструментом гибридной войны. В интервью Иносми.ру он заявил: «Это борьба за умы, часть гибридного воздействия, в котором отрицательный образ России заменяется положительным. Послание России принимается без фильтров. Россия — чудесная страна, где живут Маша и Медведь». А депутат парламента Литвы, политолог, руководитель Центра изучения Восточной Европы Лауринас Касчюнас назвал российский мультфильм «Маша и Медведь» информационной диверсией и новым пропагандистским оружием Кремля.
Впрочем, на Украине тоже изо всех сил ищут оружие Кремля. Два года назад вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины». Согласно этому документу, под запрет попали пятьсот с лишним фильмов, «в которых содержится популяризация, агитация, пропаганда и тому подобное любых действий правоохранительных органов, вооружённых сил, других вооружённых, военных или силовых формирований государства-оккупанта». В том числе, и мультсериал «Паровозик Тишка». Та же судьба постигла знаменитую на весь мир симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк» — ее вычистили из украинской школьной программы, как и целый ряд других литературных и музыкальных произведений русских и советских классиков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Русский язык хуже эротики
Все интересное и хорошее, что создается в России, стараниями носителей русофобской идеологии сразу же обретает ярлык «оружие Кремля». Можно ли этому противодействовать? Да — создавая больше шедевров. Ведь даже Приит Хыбемяги не отрицает, что смотрел мультфильм «Маша и Медведь» сотни раз, и не считает сериал настолько опасным, чтобы перестать смотреть его вместе с детьми. А на Украине российский мульт показывают даже в детских садах и школах.
В чем же причина популярности этого мультика?
Мультфильм российской студии «Анимакорд» «Маша и Медведь» можно без преувеличения считать феноменом. Это первый культурный продукт, созданный в постсоветское время, который стал популярным во всем мире, изменив вектор культурной экспансии. Причину такой популярности российский блогер Антон Лазарев видит в том, что мультфильм заполнил вакуум, существующий в современной киноиндустрии, рассчитанной на взрослых или подростков — то есть, на тех людей, которые могут купить билет в кинотеатр или заплатить за диск. Как пишет блогер: «если ранее основным потребителем «кино» были семьи с детьми или подростки с карманными деньгами, то теперь главный «клиент» — «свободный молодой человек» обоих полов лет до тридцати-сорока. Семьей он обзаводиться не намерен, а если обзаведется, то тратить «на кино» начнет меньше — не будет и свободных денег, и свободного времени. Но пока этого не произошло — он главный потребитель, а значит, все фильмы, в том числе и мультипликационные, «затачиваются» именно на него. Хотя подростков тоже нельзя «упускать» — поэтому сюжеты и картинки натягиваются, как сова на глобус, на то, чтобы быть принятыми и 10-12 летними, и 30-40 летними».
Если озабоченные комплексом национальной неполноценности политики видят в образе Медведя Россию, а в образе Зайца — Европу, то мы видим любящего отца и непоседливую, добрую девочку. Причина популярности интересного мультфильма в том, что он интересен — а вовсе не в том, что Россия угрожает национальной безопасности Украины или прибалтийских стран. И чем быстрее проевропейские политики поймут, изображение нормальных человеческих отношений близко и понятно среднестатистическим зрителям их страны, тем быстрее они вернутся в реальную жизнь из своего параллельного мира.