Украинским грантоедам не до радости. Как сообщило Foreign Policy, в США планируют сократить финансирование Агентства по международному развитию — USAID. Более того, само агентство могут слить с Госдепом, а средства, планировавшиеся на международную финансовую помощь, направить на финансирование программ по национальной безопасности США.
USAID —это центральный орган государственного управления Соединённых Штатов Америки в области оказания помощи за рубежом. Для многих развивающихся или находящихся в кризисе стран USAID выполнял функции советника и, главное, спонсора по развитию государственного управления.
Учитывая инаугурационную речь Трампа, такое решение было предсказуемым.
«С этого дня только Америка будет на первом месте », — говорил Трамп на инаугурации.
Для Украины эти слова Трампа обойдутся в почти $400 млн — именно на столько сократится финансирование программ американской помощи.
Впрочем, все еще может обернуться совсем по-другому.
Гудбай, Америка
Сокращение финансирования украинских программ с более, чем $570 млн до $177 млн болезненно восприняли как на Украине, так и в США. Ведь речь идет о том, что заложено в главном финансовом документе США — государственном бюджете, изменения в который вносятся не так-то и просто.
«К сожалению, произошло то, что я прогнозировал и к чему коррумпированная украинская власть не прислушалась: США сокращают финансовую помощь Украине по программам USAID. Об этом пишет Foreign Policy, об этом говорят американские элиты Предостерегал насчет этого еще в декабре, но власть оказалась традиционно глухой», — посетовал в Facebook экс-глава СБУ Валентин Наливайченко.
По его словам, советы не только не были приняты властями к сведению, но и активно опровергались официальными лицами, а также «разными провластными лакеями и ботами».
Наливайченко считался одним из «ястребов» в украинской политике, а некоторые и вовсе называли его ставленником США.
Сами американские политики поясняют, зачем же была нужна такая помощь.
«Одной из главных тем и целей политики США в Украине на протяжении многих лет было поощрять их (Украину — ред.) двигаться в направлении европейских институций. Это в интересах США, чтобы они не двигались в направлении российских институций», — пояснил бывший чрезвычайный и полномочный посол США на Украине Уильям Тейлор.
Примечательно, что Тейлор был послом в 2006 —2009 годах — при президенте-«республиканце» Джордже Буше-младшем. И партия Бушей, и «демократы» не прекращали финансировать Украину.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Трамп урезал помощь Украине почти на 70%
Американские деньги после Майдана помогли новой власти создавать новые органы управления и контроля.
«После революции на Майдане, Максим Нефедов, который с недавнего времени занимает должность первого заместителя Министра экономического развития и торговли Украины, на национальном уровне стал одним из самых энергичных лидеров, активно задействованных в государственных делах. При поддержке USAID он разработал систему госзакупок, которая препятствует коррупции и неэффективным тратам бюджетных средств», — приводит пример само агентство USAID в Facebook.
Однако помимо Нефедова с его результативной системой ProZorro на Украине за годы независимости появилась целая прослойка людей, живущая на западные, в частности — американские, гранты. Так, в рамках USAID на одни лишь проекты, связанные с развитием гражданского общества на Украине, в 2015 году выделили свыше $7 млн.
Впрочем, даже такая система как ProZorro действует лишь в условиях побежденной коррупции. До сих пор многие тендеры проводятся негласно, что показала, к примеру, история с сыном министра внутренних дел Арсена Авакова, который смог продать МВД рюкзаки по завышенным ценам.
«USAID постоянно подкармливали демократические антироссийские структуры на Украине. Это серьезный удар по украинским грантоедам. Конечно, они должны забеспокоиться. Сокращение идет по всем постсоветским республикам. Это часть предвыборной программы Трампа», — отмечает в комментарии Ukraina.ru политолог Владимир Корнилов.
В свою очередь политический эксперт Руслан Бортник одной из причин такого решения США называет переоценку ими своих украинских партнеров.
«Присутствует разочарование в украинских контрагентах, реципиентах этой помощи, которые за три года так и не смогли провести эффективных реформ, добиться эффективной борьбы с коррупцией. США будет концентрироваться на более реальных секторах на Украине: это оборона и ключевые экономические отрасли — энергетика, инфраструктура», — поясняет Бортник.
По его словам, различного рода демократизирующие и реформирующие проекты отойдут на второй план.
«Это уже вызывает определенную панику в рядах организаций, которые получали это финансирование, несмотря на то, что оно не такое уж и большое. Его получали очень влиятельные в медиа структуры в сфере борьбы с коррупцией, разного рода публичные лица. Поэтому стоит ожидать усиления борьбы среди них за это финансирование и смены риторики многих организаций и лидеров, которые ранее «сидели» на этом финансировании, смягчения жесткой прозападной, антироссийской риторики», — уверен Бортник.
Кроме того, снизится количество исследований по Украине и, что важно, ослабится неформальный контроль над украинскими СМИ со стороны потребителей грантов, которые ранее критиковали медиа за «антиукраинцев». Примечательно, что USAID в свое время помогал финансировать один из флагманов «независимого интернет-телевидения» на Украине — Hromadske.tv (ныне проект распался на Hromadske.tv и Hromadske.ua), которое в 2013-2014 годах играло роль чуть ли не основного СМИ Майдана. Как свидетельствует отчет за 2015 год, финансируемая USAID организация Pact Inc. выделила каналу свыше 3,6 млн грн.
Финансируемый в рамках бюджета USAID «Национальный фонд демократии» указан среди главных партнеров «сторожевого пса» украинских СМИ — портала «Детектор-медиа», чьи журналисты пристально следят за украинскими масс-медиа, и чей шеф-редактор Наталья Лигачева выступала против ряда независимых СМИ, в частности Strana.ua, газеты «Вести» и радио «Вести».
«Многие люди поменяют свои позиции в отношении украинского кризиса на глазах», — отмечает эксперт в комментарии Ukraina.ru.
При этом, грустные вести могут прийти не только из-за океана. Туманный Альбион тоже может нанести «удар под дых» молодой украинской демократии.
«То же самое происходит в Великобритании. Тема помощи иностранным государствам стала одной из топовых тем британских СМИ. Идет дискуссия о том, включать ли эту тему в предвыборную компанию Консервативной партии или нет», — рассказывает Корнилов.
Британцы тоже направляют помощь Украине. Так, British Council финансирует обучение волонтеров на «Евровидение-2017». Среди прочего, общению с иностранными гостями обучают и украинских полицейских.
Впрочем, финансирование для Украины еще могут отстоять.
Не все так однозначно
Планы Трампа еще могут не сбыться.
«То, что сегодня предлагает администрация Трампа, не факт, что получится. Это нужно утвердить в Конгрессе. А там и «демократы» и «республиканцы» настроены продолжить финансирование. А для «демократов» — это вопрос ответственности. Сокращение финансирования будет означать признание провала внешней политики «демократов» за несколько лет. Поэтому они будут жестко стоять на этой позиции», — поясняет Бортник.
В свою очередь Корнилов утверждает, что сам вопрос может стать основанием для жесткого противостояния, где на одной стороне будет Конгресс, а на другой — Госдеп и президент США.
«Внешней политикой все же занимается президент и Госдепартамент, которому подконтрольна USAID. Конгресс на протяжении последних лет принимает гораздо больше помощи Украине по военной линии, но распределение этих средств за президентом и Госдепом. Например, увеличение военной помощи Украине каждый год закладывалось Конгрессом, но Обама не использовал эти средства. Я не думаю, что Трамп решится использовать больше Обамы. Если Конгресс и заложит финансирование USAID, это не значит, что Госдеп и президент это одобрят», — отмечает Корнилов.
Как бы то ни было, сама информация о подобном может означать, что Трамп начал существенный пересмотр приоритетов внешней политики США и фактически не отказался от выполнения своих предвыборных обещаний.
«Что касается этого решения, это говорит о том, что Трамп пытается выполнить хоть какие-то свои предвыборные обращения. Он пытается уйти хотя бы от части от тех обязательств, которые Америка взяла на себе ранее в рамках глобалистской идеологии перед большим количеством государств. В этом решении важно не то, насколько сильно сокращение помощи повлияет на Украину, а то, что Трамп считает, что Америка не должна тратить деньги на помощь государствам, которые ему не нужны», — поясняет в комментарии Ukraina.ru гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев.
В свою очередь Бортник уверен, что решение Трампа означает сокращение финансирования международных программ и концентрацию на проблемах безопасности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жизнь после грантов: Трамп урезает расходы на международные программы
Но как это отразится на рядовом украинце? Практически все эксперты уверены, что никак.
«Понятно, что львиная доля западных средств оседает в карманах украинских чиновников, так называемых либеральных деятелей. На простых украинцах это вряд ли отразится», — подчеркивает Корнилов.
А значит вся «зрада» коснется лишь грантоедские структуры и ряд народных депутатов, плотно завязанных на сотрудничество с США.
Впрочем, даже если Трамп и добьется своего, это не означает прекращение потока западных денег на Украину.
В стране еще остается работать фонд «Возрождение» Джорджа Сороса, который в 2015 году потратил 200 млн грн. (почти $10 млн) на гранты на Украине. Структуры Сороса переживают нелегкие времена в Восточной Европе. Тот же Центрально-европейский Университет — кузницу кадров для цветных революций и Alma Mater многих борцов за права человека власти Венгрии хотят закрыть. Не исключено, что часть средств переправят на Украину. Впрочем, по сравнению с программами с USAID грантовые средства Сороса не так велики.
А это значит, что нас ожидает усиление накала борьбы украинских потребителей грантов между собой и поиск ими «нового хозяина», что открывает интересное «окно возможностей» для других стран, заинтересованных в усилении своего присутствия на Украине.