В ночь на 23 марта в расположенном на Харьковщине городе Балаклея произошел крупный пожар на расположенном поблизости складе боеприпасов. Согласно данным Минобороны, оборудованный в степи склад занимает 368 гектаров, на которых хранится около 138 тысяч тонн различных боеприпасов. В основном, это танковые и артиллерийские снаряды калибра 125 и 152 мм, которые были произведены еще в советские времена. Как заявил министр обороны Украины Степан Полторак, огонь охватил третью часть территории арсенала, что привело к серии мощных взрывов. В результате от сдетонировавших снарядов пострадали села Яковенково, Борщовка, Вербовка, а также сама Балаклея, где осколки прилетевших со стороны склада снарядов повредили здание вокзала и несколько жилых домов в северной части города, а мощная взрывная волна выбила витрины и стекла.
Сразу после этого в городе началась паника — особенно, после того, как власти централизовано отключили газ, чтобы избежать пожаров в жилых кварталах. Не дожидаясь официально объявленной эвакуации, которую объявили с утра украинские власти, жители Балаклеи начали прятаться в подвалах и покидать город, передвигаясь на частных машинах или пешком. Большинство автозаправок прекратили работу после начала взрывов, что спровоцировало дефицит бензина — его цена тут же подскочила до 80 гривен за литр, а местные таксисты взвинтили цены, требуя заплатить за проезд до Харькова три тысячи гривен. Одновременно Киев закрыл движение на проходящей рядом с городом железной дороге и официально запретил полеты авиации в радиусе 50 километров от места ЧП — хотя в этой зоне давно не проводились полеты гражданской авиации, а в небе над Балаклеей барражируют несколько вертолетов спасателей и военных.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МИД РФ: Канада поставляет на Украину боеприпасы
Украинские власти предсказуемо объясняют случившееся происками врагов. Служба безопасности Украины сразу же открыла производство по статье «диверсия», а главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос оперативно озвучил версию предполагаемого теракта.
«По словам тех лиц суточного наряда, которых удалось на данный момент процессуально допросить, перед взрывом они слышали гул летательного аппарата, похожий на полет беспилотника, после чего в двух местах одной из площадок произошли взрывы», — заявил главный военный прокурор. И украинские блогеры тут же иронически назвали его «прокурором Малдером», намекая на героя американского сериала, который искал во всех инцидентах след НЛО.
Украинские журналисты также отнеслись к официальной версии с большой долей скепсиса — напомнив о том, что пожары и взрывы на украинских складах боеприпасов регулярно происходили еще в довоенные времена. И тогда это, как правило, объясняли банальной халатностью охраняющих объекты военнослужащих, или желанием списать проданные «налево» боеприпасы.
«Военный прокурор-миллионер Матиос назвал взрывы на военном складе боеприпасов под Харьковом диверсией. Но мы-то знаем, что у нас это обычное дело — продали военное имущество, и чтобы замести следы, взорвали или подпалили склад. Мы через это проходили в прошлом много раз. Особенно при Кучме, когда Украину приватизировали олигархи, и мощнейшую советскую армию разграбили в хлам и продали за бутылку пришедшие на смену партийным бонзам «эффективные менеджеры», коммерсанты, утилизаторы и ликвидаторы», — пишет украинский журналист Александр Перачков.
«Как я понимаю, половина складов распродана. Но основная версия тупоголовых советников министра, СБУ и мудрых аналитиков — «диверсия российских диверсантов» — теперь будет благом для тех, кто таким нехитрым способом скрыл свою убийственную коммерцию», — вторит ему медиа-эксперт Анатолий Шарий.
И действительно, катастрофические пожары на военных складах не раз потрясали Украину с конца девяностых, в совершенно мирные времена, когда никто не помышлял о том, что это могло стать результатом каких-то диверсий. Особенно скандальные ЧП происходили в расположенном под Мелитополем селе Новобогдановка. 6 мая 2004 года здесь произошли катастрофические взрывы ракетных снарядов, в результате которых погибли 5 человек, а само село подверглось масштабным разрушениям.
Пожар на складах длился почти две недели — причем, высота пламени достигала 300 метров, а взрывы на складе раздавались каждые три-пять секунд. Снаряды разлетались на расстояние до 10 километров, что даже поставило вопрос о возможной угрозе Запорожской АЭС.
Пожар пытались объяснить неосторожными действиями военнослужащих или детонацией нагретых солнцем боеприпасов. Однако, взрывы в Новобогдановке повторились в 2005 и 2006 годах, и местное население практически открыто называло эти происшествия попыткой скрыть систематические хищения на складах. Согласно одной из бытовавших в то время версий, военное командование тайно продавало размещенные в Новобогдановке боеприпасы странам Третьего мира, отправляя их через расположенные неподалеку порты, а катастрофа помогла скрыть их недостачу, исходя из слегка перефразированного принципа, озвученного в комедии «Операция «Ы» — «Что нас может спасти от ревизии? От ревизии нас может спасти только пожар».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Три тысячи домов Донецка обесточены обстрелом
Кроме того, причиной взрывов называли утилизацию боеприпасов на металлолом, которая многие годы являлась серьезной проблемой Вооруженных сил Украины, где по факту таких эпизодов были заведены десятки уголовных дел. Ведь при распиле снарядов практически всегда нарушались все мыслимые правила техники безопасности, и риск взрывов особенно велик.
Эти же версия прозвучали в августе 2008 года — после мощных взрывов на станции Лозовая, которые совпали с международным скандалом вокруг возможных поставок украинских вооружений в Грузию, вступившую накануне в вооруженный конфликт с Россией. Тогда украинские СМИ активно озвучивали версию о том, что поджог складов должен был скрыть хищения боеприпасов — тем более, что во время этого инцидента была уничтожена вся документация расположенной в Лозовой воинской части.
Вполне очевидно — то, что происходило на украинских военных складах до начала войны, вполне может происходить на них и теперь, когда нелегальную торговлю боеприпасами называют одной из главных разновидностей теневого бизнеса в зоне АТО.
Наконец, причиной ЧП могла стать банальная халатность, которая, вкупе с пьянством, является настоящим бичом «лучшей в Европе Армии». Так, блогер Диана Михайлова опубликовала фотографии с солдатами, которые позируют на фоне лежащих под открытым небом снарядов. По ее словам, они были сделаны именно на складах в Балаклее.
И все эти версии пока выглядят убедительней дежурных фраз о диверсии.