Осенью прошлого года решением Бахчисарайского городского совета Республики Крым Игорю Эппу был предоставлен в аренду участок земли на территории города Бахчисарая. И теперь, после двадцати лет жизни в Германии, он опять начинает новую жизнь. Сам Игорь из этнических немцев, многие поколения которых жили на территории Российской Империи. После распада СССР Эпп, как и многие сотни тысяч «русских немцев», выехал в ФРГ.
— Жил я в Германии и язык знаю неплохо, — рассказывает Игорь, — но ситуация в Германии становится хуже с каждым днём. Многие из наших немцев хотели бы вернуться назад, однако у них нет возможности — не осталось прямых родственников. В России процедура возращения гражданства происходит только по прямой линии — «мама-папа» или через брак. Без этого возвращение очень затруднено. Многие в Германии так и сидят без движения — гражданства нет, а как они сюда приедут? И не только в Крым, но во всю Россию. Ведь многие уезжали из Новосибирска, Омска, других городов…
— Я всем говорю, что учреждения в Крыму работают в штатном режиме, крымчане обеспечены практически всем, по национальному признаку здесь никто не ущемлён и, конечно же, у нас никаких боевых действий, — как бы подхватывает и развивает его мысль руководитель общины немцев Крыма, депутат Госдумы от республики Крым Юрий Гемпель. — Бояться не надо и если есть желание — приезжайте. Хотя, не скрываю, трудности будут, как и при всяком переселении.
После воссоединения Крыма с Россией мы, вольно или невольно, постоянно сравниваем жизнь в Крыму с происходящим на Украине, которая как бы «идет в Европу». Причем, идет уже не в первый раз. У всех на памяти предыдущее вторжение «объединенной Европы» на украинские земли и бурная деятельность тогдашних «европеизаторов».
Когда мы говорим о корнях сотрудничества немецких нацистов и украинских националистов, вроде «национальных героев» Коновальца и Шухевича, или коллаборационизме жителей Западной Украины, мы забываем об одной важной психологической детали: в те годы для галичан немцы не были чужими. Ещё совсем недавно — двадцать лет до начала событий Второй Мировой войны — Галиция входила в состав немецкоязычной Австро-Венгерской империи, Германией тридцатых годов правил австрияк Адольф Гитлер, а множество галичан служили в «цесарской» армии и привыкли исправно выполнять команды немца-фельдфебеля.
Не были галичане и чужими для тогдашнего руководства Рейха. 16 июля 1941 года на совещании в своей ставке «Волчье логово» Гитлер говорил: «Новоприобретенные восточные районы мы должны превратить в райский сад… Прежде всего, Крым должен быть освобожден и заселен немцами. Точно так же австрийская Галиция должна стать областью Германской Империи… Я знаю, что вы вынашиваете мысль о значительном увеличении старой Украины, — обратился Гитлер к куратору «восточных территорий» Альфреду Розенбергу. — Нет, ее южные районы, примыкающие к Крыму, и сам полуостров — древняя земля готов — будут областью Империи…»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сергей Аксенов: Мы вернем людям море
Последствия давешнего совещания, как ни странно, до сих пор играют значительную роль в жизни нынешнего Крыма. Нацеленность Гитлера на Крым обусловила жаркие бои за полуостров (особенно, за Севастополь) вплоть до 1944 года, а значит и его особую историческую память, сыгравшую свою роль в событиях «Крымской весны». Планы немцев по созданию «Готенланда» обеспечили сохранность многих исторических памятников ЮБК, которые гитлеровцы по-хозяйски приберегали для себя. Потому они не были уничтожены и сегодня являются предметом заслуженной гордости полуострова.
Ну и, наконец, печальный «побочный эффект» — почти полное исчезновение в Крыму многочисленной немецкой общины. Накануне вторжения гитлеровских войск в Крым, согласно постановлению Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР от 15 августа 1941 года, более 50 тысяч крымских немцев были депортированы из Крыма. А полностью реабилитированы крымские немцы были лишь после присоединения Крыма к России в 2014 году с выходом Указа Президента РФ В. Путина о реабилитации депортированных народов Крыма.
Вообще-то, этой истории уже много веков. Ещё в третьем веке нашей эры в Крыму появились готы — одно из германских племён, широко известных нам по названию архитектурного стиля «готика». Эти выходцы из южной Швеции, некоторое время обитали в низовье реки Висла, а затем, в поисках более благоприятных мест для проживания, обосновались в Северном Причерноморье и в Крыму, где образовали княжество Готию. Но вскоре их государственность смели гунны, а потом оставшихся жителей покорили хазары и византийцы. Остатки готских племён и наречий окончательно исчезли только XVI-XVII веках, но память о пращурах прочно сохранялась в народе. Например, до сих пор небесным покровителем курортного поселка Партенит (даже изображённым на его гербе) является святой Иоанн Готский. Таким образом, учитывая давность их появления на полуострове, германцев можно считать наряду с греками, караимами и армянами — одним из наиболее древних коренных народов Крыма.
Заселение немцами степей Причерноморья и Крыма началось уже в новую эпоху после соответствующего указа Александра I. Первую волну переселенцев составляли жители Баварии, Бадена, Вюртемберга, Австрии, Швейцарии. Немецкие колонисты обосновались в Судаке, Гельбурне (ныне Приветное), Цюрихтале (ныне село Золотое Поле) и Герценберге (ныне село Пионерское Насыпновского сельсовета) и многих других местах. В 1865 году немецкое население компактно проживало в 45 населенных пунктах и имело широкие права самоуправления. Разумеется, знаменитая немецкая хозяйственность способствовала процветанию окружённых полями и утопавших в зелени фруктовых садов немецких поселений, с их кирхами и посыпанными измельченным ракушечником тротуарами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «При Украине такого не было!»
Спокойная жизнь крымских немцев продолжалась вплоть до начала Первой Мировой войны, когда царским правительством было запрещено употреблять немецкую речь в общественных местах и даже читать проповеди на немецком языке. Собрания немцев, где присутствовало больше трёх человек, объявлялись нелегальными. После Октябрьской революции, процессов раскулачивания и коллективизации, своего имущества лишились почти 8400 сельских немцев-колонистов, причём около 60% из них вообще были высланы за пределы полуострова. В конечном итоге численность немецкого населения к 1941 году составила 53 000 человек, проживавших преимущественно в двух национальных немецких районах. А потом была война, депортация августа 1941 года и повторная депортация 1944 года, под которую попали те немцы, которых не выслали ранее. Все они подлежали переселению в отдалённые районы СССР, без права возврата на прежние места проживания.
А 16 августа 1944 года Крымский обком партии принял постановление о переименовании в Крыму 995 населённых пунктов, носящих крымскотатарские, армянские, греческие, болгарские и немецкие названия. Сразу после депортации репрессированных крымских народов также появилось постановление Совета министров Украинской ССР о массовом переселении украинского населения в колхозы тогда ещё «братского» Крыма. Украинцы должны были восполнить дефицит рабочих рук, который после серии депортаций и военных потерь очень остро ощущался в Крыму.
В 2001 году немцев на полуострове было зарегистрировано лишь 2,5 тысячи человек — цифра несопоставимая с 53 000 человек в начале 1941 года. Но с тех пор начался и процесс возрождения немецкой общины. Председатель «Региональной национальной автономии немцев Республики Крым» (так официально называется общественная организация немецкой общины) Юрий Гемпель даже рискует говорить о возможном возрождении немецкого посёлка Кронненталь, близ Симферополя:
— Почему мы говорим о Кольчугино, бывшем Кроннентале (в переводе «Королевская долина»)? Историческая привязка плюс выгодное месторасположение — рядом Симферополь, Николаевка с её морскими пляжами, хорошие сельскохозяйственные земли. Там даже сохранились два католических храма и старое немецкое кладбище. Мы готовы арендовать или выкупить землю, но Симферопольский район до сих пор не завершил работы по определению границ населенных пунктов. Хотя ожидается, что к концу апреля эти работы будут завершены и местные власти, наконец, будут понимать, какие земли свободны. Но поддержка руководства республики в данном вопросе существует.
Самое важное, что в Россию и Крым потянусь и сами немцы, хотя, когда полуостров находился под юрисдикцией Украины, таких обращений не было. Это свидетельствует о положительных ожиданиях потенциальных переселенцев. Например, год назад от общины русских немцев, живущих в Баварии, даже поступило коллективное обращение к главе Крыма Сергею Аксенову с просьбой помочь им в переселении в крымский регион на постоянное место жительство. Положительную роль сыграл и упомянутый указ 2014 года о реабилитации коренных народов Крыма. Правда, и здесь не обходится без проблем.
— У нас на конец 2016 года было около полутора тысяч семейных обращений от «русских немцев» о возращении на Родину, — рассказывает Юрий Гемпель. — Однако по российскому законодательству большая часть этих семей не подпадает под указ Президента РФ «О реабилитации репрессированных народов Крыма». Под указ подпадают собственно депортированные лица и их потомки, граждане России, рождённые до 1956 года в местах депортации. Потому те, кто сегодня являются гражданами Германии, могут рассчитывать только на самостоятельный приезд и обустройство.
Соответственно, переселенцы обязательно столкнутся с миграционным законодательством, подразумевающим прохождение всех видов бюрократической спирали — от «разрешения на временное проживание» и «вида на жительство» до полноценного гражданства. Однако многих это не останавливает: ежегодно несколько немецких семей в Крыму всё-таки обустраиваются. Вызвано это, в значительной степени, меняющейся ситуацией внутри самой Германии, которая для многих «русских немцев» становится всё более неприемлемой — размывание традиционных ценностей, не знающая границ толерантность к аморальности, неудержимо растущая уличная преступность. Репатриант Игорь Эпп говорит о причинах, заставивших его покинуть «вторую родину»:
— Вы, наверное, знаете ситуацию с мигрантами в ФРГ: в этом году заехал миллион мигрантов, молодых, здоровенных ребят, в будущем заедет ещё несколько миллионов. Уехал, потому что ситуация в Германии начала превращаться в беспредел. Если бы были открыты границы и упрощено получение гражданства, многие поехали бы. Очень много разговоров на эту тему. У некоторых на такой случай даже есть участки в Крыму. Но, в первую очередь, необходимо гражданство — потому что без этого никуда не пойдёшь, толком оформить землю ты тоже не можешь, в общем, много нюансов.
Кроме переселенцев на полуостров зачастили делегации немецких бизнесменов и политиков, которые интересуются перспективами бизнеса, развитием туризма и установлением политическими и деловых контактов. За последнее время в Крыму побывали почти две сотни человек. Юрий Гемпель часто встречает эти делегации на официальном уровне:
— После того, как их встречают в аэропорту, они едут в автобусе и спрашивают: «Где войска? Где войска?» Безусловно, у нас есть войска, и солдаты, и танки, но находятся они, как и положено, в местах постоянной дислокации. И когда приезжие понимают, что здесь всё нормально и спокойно, они расслабляются… Как правило, мы показываем им сначала традиционные достопримечательности Крыма — Ялту, Массандру, Бахчисарайский дворец. Показываем памятники и героического прошлого Крыма, как правило, на примере Севастополя: Сапун-гора, 35-я батарея, возим на кладбище солдат вермахта, где немцы возлагают венки. Это кладбище — лучшая агитация за мир. Смотришь годы жизни многих солдат — 17-18 лет… Это впечатляет, всех впечатляет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Они украли наш Крым»
Земля Крыма всегда привлекала людей и с добрыми и со злыми намерениями. Однако надо помнить, что кроме немецких захватчиков, мечтавших вместо нашего Севастополя построить свой морской порт Теодорихсхафен (в честь короля готов Теодориха), в крымской земле похоронены многие десятки тысяч мирных немецких колонистов. Людей, своим неустанным трудом обустраивавших и обогащавших этот благословенный край. И будет правильно разрешить их потомкам продолжать этот созидательный труд.