Чем Украина лучше Латвии, или как нам отстоять свои школы.

В Европарламенте в последний раз перед уходом выступила вице-председатель Европейской комиссии и Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Ее выступление было посвящено Украине.

На вопрос депутатов о ситуации с новым законом «Об образовании» на Украине, который фактически ликвидирует образование на языках нацменьшинств, госпожа Могерини ответила, что этот вопрос всегда был в повестке дня переговоров ЕС и Украины.

11 декабря 2017 года Венецианская комиссия Совета Европы опубликовала крайне критическое заключение по недавно принятому на Украине закону «Об образовании». Новый украинский закон об образовании схож с тем, который принят недавно в Латвии, и предусматривает полный переход школ нацменьшинств на государственный язык обучения.

В оценке перевода школ нацменьшинств на украинский язык Венецианская комиссия констатировала прямое нарушение прав нацменьшинств. В частности:

«Изменения могут привести к значительному сокращению возможностей обучаться на своих языках для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, что выльется в непропорциональное вмешательство в существующие права представителей национальных меньшинств. Кроме того, короткий срок, предусмотренный для введения новых правил, вызывает серьёзные опасения в отношении качества образования.

Если закон будет применен таким образом, что языки национальных меньшинств будут преподаваться только как предметы, без возможности изучать на нем другие предметы, то это может стать очевидным диспропорциональным вмешательством в существующие права национальных меньшинств».

Блуждающие в идентификации. Национализм и вопросы культурологии Украины
Блуждающие в идентификации. Национализм и вопросы культурологии Украины
© Facebook/Виталий Кличко

Комиссия рекомендовала: «Продолжать обеспечивать существенную пропорцию обучению на языках нацменьшинств в начальной и средней школах, уделяя внимание изучению государственного языка.

Вступить в диалог с представителями национальных меньшинств и другими заинтересованными лицами. Обеспечить, чтобы применение закона не угрожало сохранению культурного наследия нацменьшинств и продолжению получения образования на языке нацменьшинств в традиционных школах».

Напомню, что я и моя фракция в Европарламенте Зеленые/ЕСА, со своей стороны, обращались к правительству Латвии с требованием запросить экспертную оценку Венецианской комиссии в отношении нашего закона "Об образовании", но это так и не было сделано.

Почему же внешнеполитическое ведомство ЕС, пусть с ленцой, но все-таки занялось этим вопросом на Украине, но при этом совершенно не собирается давить на Латвию, принимающую абсолютно такой же закон? А потому, что на нее оказали давление Венгрия, Болгария и Румыния, озабоченные положением своих соотечественников в Украине.

Только после этого руководство ЕС принудило украинские власти послать проект закона на экспертизу в Венецианскую комиссию.

То есть пусть нехотя, но руководство ЕС обратило внимание на права нацменьшинств.

Получается, Европейскую комиссию надо часто и больно пинать для того, чтобы побудить к действию, и это как раз и является моей задачей на ближайшие годы. Очевидно, что самостоятельно они проблему разглядеть не в состоянии, особенно когда она касается государства-члена ЕС. Если при вступлении в ЕС к странам выдвигаются какие-то требования, то после присоединения их почему-то можно уже не соблюдать.