Выглядит так, будто вместе с началом заморозков в природе начинаются «заморозки» и для президента В. Зеленского с его правительством и большинством. Похоже, что для новой власти «весна» сменяется почти сразу же «осенью», а «лето» пролетело в «турборежиме». Причины «заморозков» — преимущественно экономические, а не политические.

Счётная палата сообщила, что общий фонд госбюджета за январь-сентябрь 2018 г. недополучил 7,2% планировавшихся доходов.

Зато власти существенно наращивают объёмы заимствований, то есть берут долги под проценты, чтобы покрывать «брешь» в доходной части госбюджета». Вот 8 октября Минфин на аукционах по размещению облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) привлёк в госбюджет 2,15 млрд грн, хотя неделей ранее это было всего лишь 77,2 млн грн.

Скоро рухнут иллюзии относительно возможности получить хорошие деньги от большой приватизации, потому что уже есть примеры, что не покупают наши предприятия даже по дважды сниженным ценам.

Деградация. Украина катастрофически теряет промышленность и высокотехнологические отрасли
Деградация. Украина катастрофически теряет промышленность и высокотехнологические отрасли
© РИА Новости, Игорь Маслов | Перейти в фотобанк

Более того, инвестиционный климат уже ухудшается из-за законопроекта «слуги народа» Д. Гетьманцева №1210. Напомню, что речь идёт о повышении рудной ренты до самых высоких параметров в мире, и из-за этого «АрселорМиталлУкраина» в Кривом Роге заявил о сокращении производства и начал выводить дивиденды из страны. Ряд других крупных украинских компаний железорудной отрасли также заявили о сокращении производства.

Очевидно, что попытки увеличить доходы госбюджета за счёт данного законопроекта дадут обратный эффект: обернутся снижением налогов от предприятий и с физических лиц. Потому что законопроект 1210 — это не только сокращение производств, но и безработица. То есть «брешь» будет расти на уровне государственного и местных бюджетов.

На данный момент начинают складываться условия для компромисса по рудной ренте. Очевидно, что было бы целесообразно, чтобы были отозваны оба законопроекта — №1210 Д. Гетьманцева и №1210-1 А. Ковалёва. Тем более что сам Гетьманцев признал многие положения своего закона некачественными и подлежащими изменениям на 50-70%. Вместо этого должен быть наработан новый законопроект.

Появляется информация, что представители компаний, работающих в отрасли, готовы к конструктивному диалогу на уровне экспертов и готовы профинансировать привлечение международных экспертов для выработки адекватных вариантов размера повышения рудной ренты. Как минимум это будут эксперты из международной сети компаний «PricewaterhouseCoopers», которые уже сделали анализ по данной проблематике. Кроме них могут появиться и другие эксперты.

Разработка нового закона, основанного на экспертизе, может гарантировать, что хотя бы по промышленности доходы в госбюджет не будут падать так, как если бы вступил в силу законопроект 1210. Кроме того, адекватная доработка законопроекта — это еще и гарантия нормального развития отрасли, с инвестициями соответственно и c более высокими поступлениями в бюджеты всех уровней в долгосрочной перспективе. Конечно, без заимствований Украине пока не обойтись, но лучше, чтобы хотя бы со временем их становилось меньше. А без развития отечественного производителя с этой задачей не справиться.