Поводок превратился в удавку: Ткачев о «децентрализации» власти - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поводок превратился в удавку: Ткачев о «децентрализации» власти

© Facebook* (*деятельность Meta по реализации Facebook запрещена в России как экстремистская) / Юрий ТкачёвЮрий Ткачёв
Юрий Ткачёв
Читать в
Главный редактор одесского издания «Таймер» Юрий Ткачев объяснил, почему так называемая децентрализация государственного управления на Украине ведет на самом деле к обратному процессу

Города мира. Киев
Утопия по-украински. Страна в ожидании полной децентрализацииВ конце января 2019 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман похвастался успехами децентрализации и обозначил её приоритетные задачи на 2019-2020 годы
И о важном: о том, почему прославленная реформа децентрализации — полнейшая чушь.

Порошенко очень хвалится этой самой децентрализацией, хотя на самом деле под видом децентрализации провели ровно обратное: централизацию власти, усиление роли государственной вертикали и ослабление местного самоуправления.

Главная фишка реформы — создание объединённых территориальных громад. Проще говоря, делаем один сельсовет на десять сёл. И почему-то называем это децентрализацией, хотя на самом деле это ровно обратный процесс: централизация. И сделан он именно для этого: укрупнёнными громадами проще рулить из центра (из ОГА и РГА).

Справедливости ради, следует отметить, что и раньше в составе одного сельсовета были объединены подчас несколько сёл. И в идеале надо было бы делать наоборот: разукрупнять нижний уровень самоуправления в соответствии с принципом «один населённый пункт — один совет». Не заставляйте меня лезть в "Гугл" и искать примеры городков в американской глубинке с 20-50 жителями, где, тем не менее, есть свой мэр и свой городской совет.

Да, новые объединённые громады получили больше полномочий — грубо говоря, на том уровне, который имели, допустим, города областного подчинения. И это, в принципе, плюс. Но сделано это было, прежде всего, за счёт того, что полномочия отобрали у райсоветов и передали на уровень ниже.

По суммам. За 2018 год 24% налогов, собранных в Одесской области, осталось в регионе — 76% ушло в госбюджет. В 2012 году аналогичный показатель составлял 21% и 79% соответственно. +3% денег — вот реальная цена децентрализации до копейки.

Плюс там ещё такая штука. По факту, скажем, тем же городам областного подчинения уменьшили собственные доходы (т.е. доходы от налогов и прочего), но зато накинули субсидий и субвенций. То есть, вместо того, чтобы дать местным советам зарабатывать, подсадили их на иглу средств из госбюджета и бюджета области. Ведёте себя хорошо — есть деньги. Ведёте плохо — нет денег. То есть поводок легко превращается в удавку, а реальная свобода для манёвра местных советов уменьшается.

Далее, перевод местных советов в тех же громадах на прямые отношения с Минфином. Это-то почему называется децентрализацией? Наоборот, если раньше «вертикали», чтобы добраться до села, надо было установить контроль в облсовете и райсовете, то теперь можно рулить напрямую и без посредников. В том числе — давать деньги «своим» пацанам в сёлах, а остальные — ну, пусть как-то так.

Ну и, конечно, самое главное: обещанная Порошенко реформа по ликвидации ОГА. Конечно, это с самого начала было враньём. Вместо ликвидации ОГА и передачи власти выборным лицам, полномочия назначаемых президентом губернаторов только увеличили (по крайней мере в Одесской области, но, думаю, и в других тоже).

А облсоветы окончательно деградировали примерно до уровня «старых» райсоветов (которые зачастую превратились вообще в чисто номинальный орган, как, скажем, в Котовском или Балтском районах).

На самом деле, под предлогом децентрализации и без того полудохлой системе местного самоуправления в Украине был нанесён такой удар, от которого она ещё долго не оправится. Если оправится когда-либо вообще.

 

Оригинал публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала