Сергей Лямец: Facebook и Google съели укрнет - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Лямец: Facebook и Google съели укрнет

Читать в
Основатель интернет-издания Realist.online, журналист Сергей Лямец отслужил заупокойную службу по украинской интернет-отрасли

Констатируем постепенную смерть интернет-СМИ. Телеканалам настоятельно рекомендую начать подбирать костюм и туфельки на тот свет.

На картинках внизу данные по заходам с устройств, работающих на платформе Android. Это подавляющее большинство смартфонов и планшетов в Украине. Нет данных по iPhonовидным и Windowатым устройствам, но, по большому счету, картина будет той же.

Вирус-вымогатель атаковал IT-системы компаний в разных странах
Власти США и Австралии подхватили британский «вирусный» фейкОбвинения в адрес российских властей относительно организации вирусной атаки развенчало издание Ukraina.ru

Процесс закономерный. Теперь Google — это мегасайт, уже даже не поисковик. А Facebook — мегаСМИ. И да — Youtube становится мегателевизором. Instagram — тоже вроде телевизора. В рейтинг напрашивается аудиосервис, но я думаю, он просто не учитывается этими счетчиками.

Новое поколение уже давно не смотрит телевизор. Аудитория, которую сайты собрали в начале 2000-х, сохранится за ними, но будет таять, как свеча. Будущее постепенно слизывает прошлую технологическую эпоху. А однажды слижет даже Google и Facebook. Но об этом поговорим лет через десять.

Пока что время других динозавров. Все приведенные в рейтинге сайты можно разбить на три группы.

Первая группа сайтов из топа — нужные, которые будут жить, потому что дополняют мегамонстров.

Это сервисные функции вроде Privat24, интернет-магазинов, ria и «Новой почты». «Розетка» уже превратилась больше в справочник по новым товарам, куда ходят почитать отзывы перед тем, как купить дешевле на olx. Tabletki, чтобы подешевле купить лекарства родителям. Prom — последний оплот малого бизнеса. И, судя по всему, у него неплохие перспективы по освоению украинского пространства «черного нала». Вместе с olx, конечно.

Прикольный факт. Отличительная черта Украины — нищета и хаос. Они порождают обширную теневую экономику, которая компенсирует кучу официальных проблем. Именно интернет смог предложить теневому сегменту Украины нужный набор сервисов. Эти сервисы окучивают не слишком изощренные интересы жителей Украины. Недвижимость, автомобили, гаджеты, кинотеатры, те же ali и olx. Платежи уже много лет назад освоил Privat. Признаем гений Дубилетов.

Радостно отмечу, что за год с момента национализации «ПриватБанка» ни один его конкурент не создал даже приблизительно то, что напомнило бы Privat24 и сервисные функции с карточками. Ни Ощад, ни Аваль, ни Укрсоц, никто вообще. Дебилы. А такой шанс. Был. Уже все. Застегивайте штаны, убогие. Тигипко успел выхватить приватовских программеров и на базе «Универсал Банка» развивает Monobank. Вот это что-то более-менее живое.

НБУ гривна ручка
Нацбанк хочет проверить частных клиентов «Приватбанка»Цель — подтвердить или опровергнуть результаты расследования международного детективного агенства

Вторая группа сайтов из топа — то, что монстры не хотят включать под свою крышу, потому что не надо или не слишком политкорректно. По этой причине, вероятно, сайты второй группы тоже будут жить, но как бы где-то там (стыдливо подмахиваем мусор ножкой под половик). В этой группе:

— слишком токсичные сервисы (как favorit и parimatch)
— не отображаемые порносервисы (ну понятно)
— специфичные культурные сообщества, со своей аудиторией. Здесь odnoklassniki и vkontakte, скажем. Подмахивать их под себя нет смысла. Они просто однажды уйдут в небытие. Просто в один прекрасный день их все забудут, как забыли rambler.

Третья группа сайтов из топа — это живые мертвецы. Они скоро умрут. Не подходите близко.

— например, ukr.net, meta.ua и i.ua. Пока что они выживают, продавая липовый трафик для таких же умирающих СМИ. Те вынуждены покупать, потому что не знают, как б… выжить в новую эпоху. А так — накрутил рейтинг, какие-никакие баннеры, какие-никакие тексты. Самые толковые уже давно переключились на гранты или начали мутировать в кроссплатформенные СМИ. Но рано или поздно, запас прочности кончится, а надежды больше не останется.
— gismeteo — искренне не понимаю бизнес-модели этой штуки. Явно там какие-то трафикообменные штуки. Лично я интересуюсь погодой ну раз 10 в году. А вы?

На эту картину теперь давайте наложим новую политику Facebook в отношении пабликов. А на самом деле все логично. Самая мощная соцсеть в мире долго предоставляла себя как площадку для размещения контента. Нужно было сломать упорную тенденцию, когда постят только котиков, тортики и отрыжки. Хотите понять, чем был Facebook до создания пабликов? Скрестите Instagram и BuzzFeed, получите помойку. С этим срочно нужно было что-то делать.

Поэтому открыть возможность для пабликов — это было логично. Многочисленные СМИ начали облагораживать контент Facebook и сделали его беловоротничковым сообществом по обмену мыслями. Пару лет назад соцсеть осовременили, добавив видеоконтент и предоставив ему приоритет в показах.

И вот, спустя много лет необходимость в пабликах отпала. Появились сотни тысяч лидеров мнения, которые считают нормальным постить ссылки на интересные материалы в СМИ. Это такой себе Pinterest в словах. Теперь паблики — не нужны. И Марк Цукерберг их убрал.

Теперь пришло время лидеров мнения. Блоггеры, влоггеры, хренологгеры. Это — лучшее СМИ настоящего, где каждый подписчик — одновременно и журналист, и потребитель контента. Причем, совершенно бесплатно и очень интенсивно.

Как с этим жить нынешним СМИ?

По большому счету, нужно уходить в специализацию и уникальность. Стать производителем классного контента для Google, Facebook, Instagram, Youtube и прочих. Они захватили главное — аудиторию. Под честное слово каждую минуту поставлять самый интересный контент. Вы вот можете такое пообещать? Даже на любимую мною Meduza я уже не заходил пару месяцев. А ведь они очень и очень.

Как монетизировать СМИ нового поколения — не знаю. Нативная реклама, спонсорство и все такое. Хочу расстроить СМИ, у них отныне нет преимуществ перед отдельными лидерами мнений. Один блоггер вроде Дудя может перекрывать собой усилия целой команды профессионалов. А что вы хотели?

СМИ широкого профиля — это утопия. Так больше не будет. Место занято очень грамотным и агрессивным игроком.

На этой приятной ноте разрешите оставить вас в тяжких раздумьях. Идеи конечно есть, но хрен я их вам скажу. Мучайтесь сами.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала