Участники вооружённого конфликта договорились о прекращении боевых действий перед началом экстренного заседания постоянного Совета ОБСЕ в Вене, которое было посвящено ситуации в непризнанной закавказской республике.

Достижению этого перемирия способствовали дипломатические усилия России, в первую очередь, президента РФ Владимира Путина. Хотя подобные требования прекратить огонь и начать переговоры исходили от многих политиков. Кроме Турции, поддержавшей Азербайджан в его желании решить карабахский вопрос даже ценой жизней и своих сограждан, и армян.

Неожиданное заявление сделал официальный представитель Госдепа США Марк Тонер. Он объявил, что при урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией (Нагорным Карабахом) следует учитывать право народов на самоопределение. Таким образом тезис о «праве народов на самоопределение» в речи представителя Вашингтона в контексте непризнанной НКР никогда до сих пор не звучал. Разумеется, это вовсе не означает, что США собираются признать суверенитет Карабаха, но вместе с тем это был серьёзный сигнал  азербайджанскому руководству. Во всяком случае, почти сразу после этого президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о готовности возобновить переговоры, если будет соблюдаться режим прекращения огня.

Нагорный Карабах: Переговорам и мирному урегулированию альтернативы нет

«Украина.Ру» поинтересовалась у представителей конфликтующих сторон причинами нынешнего обострения ситуации и возможными вариантами выхода из кризиса.

Расим Насреддин оглы Мусабеков, депутат Милли Меджлиса (Парламент Азербайджанской Республики):

Основной причиной того, что возобновились боевые действия, является непрекращающаяся оккупация армянскими Вооруженными Силами 11 районов Азербайджана, из которых 7 находятся за пределами так называемого Нагорного Карабаха. Из них изгнано 600 000 азербайджанцев, всё разрушено и уничтожено. Несмотря на то, что есть 4 резолюции Совета Безопасности ООН, которые требуют вывода армянских ВС с оккупированных азербайджанских территорий, армянская сторона не желает это сделать. И как предварительное условие требует согласиться с её требованиями о признании независимости Нагорного Карабаха вместе с ещё одним куском азербайджанской территории в качестве коридора для связи с Арменией.

В самом Нагорном Карабахе жили 50 000 азербайджанцев, которых не спрашивают, хотят ли они быть в так называемой НКР. Кроме того, из района этого «коридора» было изгнано еще 120 000 азербайджанцев. В сумме азербайджанцев на тех территориях, которые хотят отделить от Азербайджана, больше, чем армян. И у армян нет желания трезво и объективно взглянуть на ситуацию: они говорят, что либо будет так, как мы хотим, либо оккупация будет продолжаться бессрочно.

Те сопредседатели МГ ОБСЕ, которые должны вразумить армян с тем, чтобы призвать их к выполнению резолюции Совбеза ООН, говорят: «Вы сами договоритесь о чём-нибудь». Понятно, что никаких результатов переговоров ждать не приходилось. А в это время армяне продолжали спокойно сидеть на наших оккупированных территориях, выдвигая ультиматум: либо наши условия, либо никакого движения.

Понятно, что это не могло устроить нас. И бесконечно мириться с этой ситуацией Азербайджан не собирался. На очередной провокационный обстрел армян был дан, скажем так, серьёзный ответ для того, чтобы иллюзию о том, что бесконечно долго можно сидеть на азербайджанских территориях, прекратить. Её больше нет.

Вмешался вице-президент США, вмешался в это дело президент России, сделал свое заявление президент Франции. Это страны-сопредседатели Минской группы призвали прекратить военные действия. Но за этим должны последовать решения, которые должны в конечном итоге «выключить» этот конфликт, вывести его урегулирование из тупика. Этот конфликт нужно урегулировать на основе международного права. Азербайджан ничего не хочет от армян. Азербайджан хочет, чтобы ко всем вопросам относились так, как относятся в мире. Точно так же, как международные организации не признают присоединение Крыма к России. Не признают независимости Абхазии и Осетии, никакого разговора о самоопределении народа на этих территориях даже близко не принимают. Так же, как Россия не признает независимость Косово и Северного Кипра.

Механизм здесь известен. Армянские войска должны быть выведены с оккупированных азербайджанских территорий. Все меры безопасности, которые могут потребовать армяне — имеются в виду миротворческие силы, наблюдатели, обязательство Азербайджана не вводить на освобождаемые от армянских ВС собственные войска, открытые коммуникации — Азербайджан все это готов выполнять. В этом контексте нормализовав ситуацию, исключив угрозы для людей, искать (для этого потребуется и 5 лет, и 10 лет, и 20 лет) — вести диалог без враждебности и найти такую форму, в которой можно будет совместить и принцип территориальной целостности Азербайджана, и свободное развитие армян Нагорного Карабаха. И это всё можно сделать без амбиций раздерибанить Азербайджан и выкроить из него какую-то территорию, подконтрольную армянам.

Нагорный Карабах: Переговорам и мирному урегулированию альтернативы нет

Арсен Мелик-Шахназаров, советник Постоянного Представительства НКР в Москве, участник переговоров по урегулированию в рамках Минской группы ОБСЕ в 1994-1997:

Турция давно оказывает реальную помощь Азербайджану в его агрессии против Нагорно-Карабахской  Республики и Армении. Эта помощь носит, во-первых, политический характер, когда Анкара по всем позициям солидаризуется с Азербайджаном в его политике, при этом являясь формально посредником — членом Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Достаточно отметить весьма эмоциональные заявления г-на Эрдогана в поддержку Баку, сделанные им буквально в последние дни.

Странная позиция для страны, длительное время претендующей на ещё большее посредничество в вопросе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Турция оказывала и оказывает военную помощь Азербайджану. Речь идёт не только о поставках вооружения. И ранее, и в ходе нынешней военной кампании отмечено непосредственное участие турецких инструкторов и спецназовцев в боевых действиях. Таким образом Турция уже опосредованно втянута в эту войну. Думаю, что Анкара разыгрывает в Закавказье, прежде всего, антиармянскую карту, что совершенно очевидно и понятно. Естественно, поскольку Армения является военно-политическим союзником России и членом ОДКБ, эта карта одновременно является и антироссийской.

Эскалация азербайджанской агрессии против Нагорного Карабаха и Армении (все последние годы эпицентром вооружённого противостояния была и остается не только линия соприкосновения между НКР и Азербайджаном, но и вся протяжённость северо-западного участка границы Республики Армения с Азербайджаном) стала следствием фактической безнаказанности Азербайджана. Официальный Баку нарушал в последние годы все мыслимые и немыслимые нормы и принципы международного права, открыто торпедировал процесс мирного урегулирования.

На фактический отказ Баку соблюдать бессрочное прекращение огня, достигнутое в 1994 между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией, отказ от многочисленных предложений сопредседателей МГ ОБСЕ, международных организаций об отводе снайперов и тяжёлой техники от лини соприкосновения и т.п., не было должной реакции со стороны мирового сообщества.

Нагорный Карабах: Переговорам и мирному урегулированию альтернативы нет

Более того, со стороны Баку происходила все большая эскалация напряжённости, применялись всё новые виды вооружений, увеличивалось количество и качество вооружённых диверсий, обстрелов и провокаций. В один прекрасный момент Баку решил, что ему все сойдёт с рук, в результате мы имеем сегодня новую агрессию Азербайджана, которая может вылиться в широкомасштабную войну, которая станет угрозой миру и безопасности во всём регионе.

Посол АР в РФ Бюльбюль оглы фактически открыто признал в своих интервью СМИ России, что Азербайджан будет решать конфликт военным путём. Единственная международная организация, которая на сегодняшний день открыто осудила и обвинила агрессию Азербайджана, стала Организация Американских государств (ОАГ), руководитель которой Луис Альмагро выступил с соответствующим заявлением.

Чтобы остановить войну, надо назвать вещи своими именами: а именно, что Азербайджан совершил агрессию, наплевал на соглашение о прекращении огня и вооружённым путем пытается добиться того, что ему не удаётся достичь политическими средствами. Необходимо указать агрессору, бомбардирующему школы, убивающему детей, диверсионные группы которого зверски убили трёх стариков (старшая из погибших была 1924 года рождения) в карабахском селе Талыш, на его место.

Формально переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ никто не прекращал. С точки зрения официальных документов МГ ОБСЕ, сторонами конфликта являются Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения. Нежелание Баку вести переговоры со Степанакертом является фактором, способствующим эскалации агрессии Азербайджана. Думаю, что принуждение Азербайджана к миру может быть достигнуто Армией обороны Нагорного Карабаха. Потери противника в живой силе и технике стали достоянием общественности, в том числе и азербайджанской, несмотря на победные реляции официального Баку. Азербайджану так и не удалось продвинуться вглубь за линию соприкосновения, его некоторые тактические успехи первых часов войны оказались скоротечными. Потому Баку и прибегает к угрозам начать массированные бомбардировки Степанакерта и других городов и сёл НКР. Несомненно, что в случае реализации подобных замыслов, ответ будет адекватным.

Переговорам и мирному урегулированию нет альтернативы. Задача мирового сообщества, прежде всего посредников, — заставить Баку вернуться за стол переговоров. А для этого нужно назвать вещи своим именами, указать на то, кто именно начал новый виток агрессии.