«Переговоры уже все завершены, все уже определено: и сроки, и суммы. Я надеюсь, что в самое ближайшее время будет подписано соглашение о расторжении контракта и тогда будет объявлена сумма, которую Франция нам заплатит», — сообщил он.

Предполагается, что окончательно договоренности будут зафиксированы в ходе переговоров вице-премьера Дмитрия Рогозина и генерального секретаря по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье. Источники «Коммерсанта» утверждают, что точка будет поставлена в первой декаде августа.

Россия выставила Франции, отказавшейся передавать России уже построенные корабли из-за ситуации вокруг Крыма, крупный счет. Во-первых, речь идет об авансе в размере 892,9 млн евро. Сюда же надо добавить средства, потраченные на обучение экипажа двух кораблей, а это 400 человек. Россия также требует компенсации затрат, связанных со строительством инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке, а также работ по созданию четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К. Все вместе составит 1,163 млрд евро. По сведениям «Коммерсанта», к этой сумме будут добавлены расходы на демонтаж российского оборудования, уже установленного на кораблях.

Сможет ли Франция не утопить «Мистрали»

Для Франции почти 1,22 млрд евро — крупная потеря. К ней добавляется тот факт, что продать два уже готовых корабля страна не может, так как они строились с учетом российских стандартов и под российское оборудование. В частности, корпус обоих кораблей был усилен до ледового класса. Высота кораблей также возросла из-за ангаров, которые теперь могут вместить вертолеты типа Ка-28 и Ка-52К. Кроме того, на обоих кораблях предусмотрена установка средств ПВО, скорострельных пушек и крупнокалиберных пулеметов.

С кораблями типа «Мистраль» российские военные познакомились в июне 2009 года во время военно-морского салона в Санкт-Петербурге. Французы успешно представили корабль военно-экспертному сообществу, которое дало положительный отзыв о его возможностях. Тем более что к тому времени все более остро вставал вопрос о судах для морской пехоты, которые были бы способны обеспечить долговременное присутствие в отдаленных районах, а также обеспечить воздушную поддержку в случае активных действий.

«Мистрали» удовлетворяли всем этим запросам. Воздушную поддержку операций морской пехоты могли бы обеспечить вертолеты Ка-52 в палубном исполнении. Кроме того, каждый «Мистраль» имел внутренний док с двумя 95-тонными десантными катерами на воздушной подушке или четырмя десантными катерами меньшего водоизмещения.

Наконец, на каждом «Мистрале» имелся командный центр, предназначенный для управления операциями, в том числе и в автономном режиме. Добавьте сюда госпиталь на 69 коек, две операционные комнаты и рентгеновский кабинет.

К тому же «Мистраль» был новейшей разработкой. Концепция корабля для амфибийных десантных операций начала создаваться в 1997 году, а уже в октября 2004 года первый «Мистраль» для французских ВМС был спущен на воду в Бресте. В оснащении корабля принимали участие подрядчики из Финляндии, Швеции, Польши.

Другими словами, корабль понравился до такой степени, что уже через два года «Рособоронэкспорт» и французская госкомпанией DCNS подписали контракт на 1,2 млрд евро о покупке Россией двух вертолетоносцев класса «Мистраль». Для России это был из ряда вон выходящий случай, ведь до этого момента вооруженные силы оснащались техникой исключительно отечественного производства.

Сможет ли Франция не утопить «Мистрали»

Первый корабль, получивший название «Владивосток», Россия должна была получить в 2014 году, он должен был войти в состав Тихоокеанского флота. Второй корабль должен был войти в состав российского флота в 2015 году.

Опыт с заказом боевых кораблей зарубежным производителям закончился неудачей, и Россия по-прежнему будет сама для себя производить вооружения. Что касается французской стороны, то пока попытки пристроить произведенные «Мистрали» оказываются безрезультатными. Трудностей добавляет тот факт, что кормовые части обоих кораблей были произведены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а сертификаты конечного пользователя, выданные на них, по-прежнему находятся в Минобороны РФ. Без них любая попытка Франции продать «Мистрали» закончится неудачей. Однако российская сторона утверждает, что как только Франция выплатит оговоренные суммы, она получит разрешение на продажу кораблей.

Пока, правда, желающих купить произведенные «Мистрали» не появлялось, хотя еще в мае этого года сообщалось, что Франция может попытаться продать вертолетоносцы Китаю. И это может оказаться реальным, если учесть конфликты вокруг территориальной принадлежности островов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, одной из сторон которых является Китай.

Анна Соколова

Оригинал публикации