Николай Азаров о доступности медицинских препаратов

Правительство, которое я возглавлял, уделяло много внимания вопросам обеспечения украинцев доступными медицинскими препаратами.

Я неоднократно говорил о том, что система обеспечения украинцев лекарствами была организована несправедливо. В результате многие граждане лишались возможности приобрести необходимые препараты. И я предпринимал активные шаги для того, чтоб изменить ситуацию к лучшему.

Для этого три года подряд за счет формирования здоровой конкуренции мне удавалось снижать цены на медикаменты. В 2011 г. — на 9-10%, по отдельным позициям — в 2 раза и более. В 2012 г. — ещё на 5-6%, в 2013 г. цены снизились на 5% в сравнении с предшествовавшим ему годом.

Также я работал над пилотным проектом по обеспечению лекарственными препаратами социально незащищенных украинцев, страдающих гипертоническими заболеваниями. Проект был запущен в 2013 году и охватил 7 миллионов человек. В одних случаях государство компенсировало 90% стоимости препаратов, в других — 50% и больше. Результаты превзошли все ожидания — в 5 раз больше людей обратились к докторам и перестали заниматься неэффективным, а зачастую и вредным, самолечением.

В 2014 г. я планировал продолжить действие проекта, но новая власть этот проект ликвидировала.

Также я уделял значительное внимание украинцам, нуждающимся в инсулине на постоянной основе. Начиная с 2013 года, был установлен предельный уровень отпускных оптовых цен на препарат. Но и этот проект был отменен новой властью.

Николай Азаров о доступности медицинских препаратов

Мое правительство упростило процедуры госрегистрации изделий медицинского назначения, а также утвердило обязательный минимальный ассортимент социально-ориентированных лекарственных средств для аптечных учреждений.

Нынешняя власть вообще не интересуется проблемами простых украинцев, а особенно социально незащищенных слоев. Она своими действиями, а точнее, бездействием, перечеркнула всю нашу работу. Стоимость медицинских препаратов выросла в 2-5 раз. Некоторые лекарства попросту пропали из продажи, поскольку спрос на них резко упал в связи с девальвацией гривны. А что прикажете делать людям, которые не могут без них обходиться? Снова процветают дельцы и спекулянты, наживаясь на болезнях простых людей.

Да что говорить, если Минздрав не смог за 11 месяцев 2014 года провести необходимые тендеры на закупку лекарств государством? Спекулянты не могли поделить между собой лакомый кусок, а страдали простые украинцы.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что многим украинцам не хватает обесценившихся зарплат на еду, проезд и оплату коммунальных услуг. До лекарств даже очередь не доходит.

Подобные действия нового правительства и президента можно назвать только одним словом — геноцид, и не удивительно, что в 2014 году Украина заняла одно из первых мест в мире по уровню смертности населения. Печальный результат Майдана.

Эта тема болезненная и вызовет много откликов. Хотел бы сделать несколько дополнений.

В небольшом по размеру посте невозможно раскрыть всю эту тему. Я рассказал только о двух направлениях работы: это препараты для лечения гипертонической болезни и препараты инсулинового ряда. По последнему мы приняли все необходимые решения уже в разгаре Майдана в конце 2013 г. В наших подходах сочетались как рыночные инструменты (возмещение разницы в стоимости препаратов), так и административные (определение стоимости препарата на заводе-изготовителе, в соседних странах, рекомендации терапевтам и поставщикам, размер надбавок к цене и т. п.).

Николай Азаров о доступности медицинских препаратов

Но самое главное, мы внедрили в Украине европейские стандарты качества GMP и дали нашим гражданам возможность приобретать отечественные препараты европейского качества, но по более низким ценам по сравнению с импортными аналогами. Это была очень трудная и сложная задача. Не только в техническом и материальном плане, но и в части жесткого сопротивления тех сил, которые зарабатывали большие деньги на поставках дорогих импортных препаратов, причем далеко не лучшего качества. Выстроив систему поощрения врачей за назначение именно таких препаратов, они всячески препятствовали реализации нашего проекта. В том, что сделать это было непросто, легко убедиться, посмотрев, а в каких странах постсоветского пространства это было сделано.

Несмотря на очень серьезные усилия, я был неудовлетворен положением дел. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в эти годы сменилось четыре министра. Но определенных результатов удалось все-таки достигнуть. Впервые в Украине появилось 12 современных перинатальных центров. Было создано 5926 амбулаторий, в том числе в сельской местности 3988. Начали функционировать 186 центров первичной медико-санитарной помощи. Были начаты работы по созданию 7 крупных межрегиональных онкологических центров. Во всех регионах Украины созданы центры экстренной медицинской помощи. В эту систему было поставлено 3158 специализированных автомобилей, что в 60 раз!! больше, чем в 2008-2009 гг., а про 2014 г. и говорить не приходится.

Но, по сути, вся эта громадная работа по модернизации нашей медицины начала только развертываться, и нужны были годы стабильного развития, чтобы она была завершена и дала свои результаты.

Всё, что мы делали, было нацелено на будущее. И поэтому, рассказывая об этом, я пытаюсь донести до думающих людей, что надо делать. Наши удачи, наши ошибки и просчеты — все это должно быть использовано. Уже одно то, что в тяжелейших условиях кризиса нам удалось обеспечить рост экономики и социальных стандартов, говорит о том, что стратегически мы находились на правильном направлении.

Источник публикации