Мало смысла анализировать украинский госбюджет на следующий год (хотя кратко сделаю и это). Во-первых, бюджет ещё 10-20 раз поменяют в течение года. Так было с предыдущими бюджетами, так будет и с этим. Во-вторых, очевидна его неприкрытая социал-дарвинистская сущность, и об этом будут писать и уже пишут везде, даже в украинских изданиях. И в-третьих, в этом году гораздо характернее выглядит сам бюджетный процесс, а не цифры в госбюджете.

«Да пошли вы! Для вас это игры, а для меня это вся моя жизнь. Для меня это 14-й бюджет!», сказал в 2006-м году Николай Янович Азаров, последний профессиональный глава правительства в незалежной Украине. Сказал тем депутатам, которые считали национализм единственным и достаточным условием для процветания бывшей УССР.

Те слова были сказаны на эмоциях, и Николай Янович переживал, что они у него вырвались. Люди, которые сейчас занимают посты главы правительства и министра финансов, ни о чём таком, по-видимому, не переживают. Ни Yats, которого так называют организаторы госпереворота на Украине, ни N. Yaresko, бывшая сотрудница Госдепа США, а сейчас министр финансов Украины.

Бюджет 2015: какие доказательства колониального статуса Украины ещё нужны?

Украинские парламентарии сами приняли постановление, которым ограничили для себя время рассмотрения бюджета примерно одними сутками. Хотя госбюджет — это обычно текст страниц на тридцать с пояснительной запиской на 100 с лишним страниц с огромным количеством цифр плюс 10-15 приложений в ворде (MA Word) и экселе (MS Exel), некоторые из которых просто громадны. Удивительно! Вместо того, чтобы получить время на то, чтобы пролоббировать выделение денег для себя и «правильных» людей или найти повод для критики правительства в агитационных целях, депутаты смиренно согласились принять бюджет практически без каких либо возражений или правок.

Хотя в этом наверное и есть смысл. «Козакам», воякам и прочим «славаукрайинцам» тяжело разбираться в текстах, тем более таких сложных, как госбюджет. И к воровству на госбюджете не все из нынешних депутатов хорошо приспособлены. Поэтому, наверно и хорошо, что Кабмин и Минфин облегчили им задачу: на последнюю версию бюджета им дали только сутки (с 23 на 24 декабря — авт.), за которые вряд ли можно детально ознакомиться с текстами и таблицами.

Ну, наверное, так и правильно. Парламент — не место для дискуссий. Принимайте, что велено. Тем более, мало кто в этом бюджете понимает, да и бюджетные таблицы шибко длинные и мудрёные.

Бюджет 2015: какие доказательства колониального статуса Украины ещё нужны?

Не буду писать о социал-дарвинистском характере документа. Упомяну лишь, что прожиточный минимум составит 1176 гривен (около 3000 рублей по рыночному курсу — авт.). К сожалению, Украина, если ничего не изменится, опять, как в 1990-е, потеряет несколько миллионов людей от повышенной смертности и пониженной рождаемости. Кроме того, ещё несколько миллионов, спасаясь от нищеты, холода и безнадежности, эмигрируют, большинство из них в Россию (новые миграционные правила являются не барьером для эмиграции, а скорее налогом для работающих в России —авт.).

Кратко про характерные цифры бюджета. Бюджет базируется на экономическом прогнозе Кабмина, принятом 22 декабря и опубликованном 23 декабря в 17:04 киевского времени. Средний курс национальной валюты в бюджет 2015 года заложен на уровне 17 гривен за доллар, что даже на интуитивном уровне разумным никак не выглядит. Планируется падение ВВП на 4,3%, что куда более реалистично.

Доходы госбюджета в 475 млрд. гривен достигаются только при довольно высокой инфляции, которая очевидно будет создаваться путём эмиссии денег Национальным банком: ведь надо кое-как выполнять социальные обязательства и погашать гривневые облигации. 65 млрд. гривен, то есть, примерно седьмую часть доходов бюджета Нацбанк внесёт в бюджет непосредственно.

Чтобы профинансировать дефицит бюджета, правительство планирует занять на внутреннем рынке 113 млрд. гривен, что можно сделать за счёт эмиссии гривны, и 10,6 млрд. долл. на внешнем рынке. Явно слишком оптимистично по поводу заимствований в иностранной валюте. Следует ещё учитывать, что МВФ даёт деньги, как правило, Нацбанку, и через правительство они не проходят (за редкими исключениями). Учитывая, что погашать в 2015 году правительству (помимо Нацбанка) надо 5,7 млрд. долл. внешних обязательств (плюс внутренние валютные облигации), а валютные резервы составят около 7 млрд. долл. на начало 2015 года, велика вероятность дефолта. Ещё правительство планирует продать госсобственности на 1 млрд. долл., что вполне возможно, но только по бросовой цене местным инвесторам.

Государственные банки и компании, включая Нафтогаз, будут рекапитализированы в объёме не менее 88 млрд. гривен. Ничто не мешает в дальнейшем увеличить эту сумму. Это, разумеется, ещё более увеличит инфляцию. С другой стороны, не прибегать к таким мерам сложно: банки уже вовсю рушатся, а «Нафтогаз» после поднятия цен на газ для населения столкнётся с нарастающими неплатежами: в недоимках будет недобор.

Бюджет 2015: какие доказательства колониального статуса Украины ещё нужны?

Сказать, что Украина за один год вернулась в 1990-е, будет крайне мягко. В 1990-е не было «батальонов смерти», бомбящих своих сограждан. В народнохозяйственном комплексе республики было ещё очень много чего разворовывать. Большей части высокотехнологичных производств ещё не грозило уничтожение за ненадобностью. А страна управлялась тогда местными кланами, а не заморскими чиновниками.

Год усиленного беснования в Киеве и других городах бывшей УССР привёл к тому, что разумный госбюджет составить уже невозможно, а депутаты парламента, практически не рассуждая, голосуют, как велено из-за рубежа. Остаётся надеяться, что экономические сложности в 2015 году позволят сменить систему внешнего управления Украиной, и страны ЕАЭС смогут более-менее существенно воздействовать на решения, принимаемые на Украине. Разумеется, без активных усилий, привлечения специалистов и контролируемого выделения ресурсов в рамках чёткой стратегии поменять ситуацию в критически важном для России регионе не удастся.