В трагические времена, наставшие на Украине, следует вспомнить слова Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), покинувшего нас в этом году. В своей статье 2012 года «Украинская Православная Церковь на рубеже тысячелетий: достижения и вызовы» Предстоятель УПЦ подчеркивал:

«Каноничность Харьковского Собора епископов 1992 года и принятых на нем решений ни у кого не должна вызывать ни малейшего сомнения: он был признан всей полнотой Поместных Православных Церквей… Но, радуясь победе Евангельской истины, мы одновременно скорбим о тех, кто ведомо или неведомо пребывает в расколе. И сейчас мне хотелось бы вновь с любовью и кротостью обратиться к тем, кто остается вне единства со Святой Церковью. Ведь раскол — это не только трагедия украинского народа, но и боль нашей Церкви. Мы по-прежнему ждем возвращения своих собратьев и готовы принять их без упреков, в духе любви, милосердия и всепрощения. Желая им спасения души и жизни вечной во Христе Иисусе, мы от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Кор. 5:20), и молимся, чтобы Господь, Который один есть путь, истина и жизнь (Ин. 14:6), привел их к единству с Церковью. Двадцать лет назад мудростью и жертвенностью украинских архипастырей при соучастии духовенства и верующего народа была заложена основа дальнейшего развития Украинской Церкви. Будем же достойными продолжателями их дел».

В Харькове прошли двухдневные торжества, посвященные 215-летию Харьковской епархии. В них принял участие новый Предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Онуфрий.

В православном Харькове тревожно

Торжества проходили в тревожной близости от событий 27 и 28 сентября, когда в Харькове бесчинствовали нацистские ультрас. Молодчики охранялись двумя батальонами «Нацгвардии», отозванными с фронта во время «перемирия», по просьбе губернатора Харьковщины Балуты, имеющего прямое отношение к физическому издевательству над горожанами и сносу правосеками памятника Ленину.

Тем не менее, Балута, как и другие официальные лица города и области, встречал в аэропорту Предстоятеля УПЦ МП.

Нынешний фон духовной жизни на Украине таков: на Донбассе продолжается война, хотя и названная перемирием, а из разных епархий УПЦ МП, прежде всего на Западной Украине, приходят тревожные сообщения о захвате храмов и избиении священников и прихожан.

В частности, активный захват храмов осуществляется в Ровенской области. Православное духовенство подчеркивает, что 1992 год, когда прошла волна таких захватов, повторяется со всеми омерзительными подробностями. Нацистами поставлено здесь задание — отобрать силой у УПЦ в пользу «киевского патриархата» 25 храмов, но и на этом не останавливаться. Как говорят батюшки, антихрист принимает их под свой антихристианский омофор; сущность «киевского партиархата» — снова на виду.

28 сентября группа из 50 человек спортивной внешности при поддержке местной милиции совершила силовой захват православного храма Покрова Богородицы в городе Турка Львовской области, священникам были нанесены серьезные телесные повреждения, до крови, церковь была закрыта, а прихожане изгнаны. Среди совершивших нападение были греко-католики.

Есть сведения, что 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, украинские нацисты готовятся к массовому захвату храмов Украинской православной церкви Московского Патриархата.

* * *

Нам следует помнить, что Харьковская земля славна именами подвижников Русского Православия — Святителя Афанасия, Лубенского Чудотворца; святителя Иоасафа Белгородского, которого по праву здесь называют «Белгородским и Харьковским», поскольку здесь он был и епископом, и обрел на окраине Изюма икону Богородицы Песчанской, которую православные именуют Заступницей от иноверных вторжений.

В православном Харькове тревожно

Почитаемы православным миром также святитель Мелетий (Леонтович), епископ Харьковский и Ахтырский, которого еще при жизни считали праведником; святитель Иннокентий (Борисов) — проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», ученый-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии были восстановлены Свято-Успенская Святогорская обитель и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский) — один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии»; а затем митрополит Московский Макарий (Булгаков), который был одно время архиепископом Харьковским и Ахтырским — первопроходцем в учреждении монастырей и новых крестных ходов, в издании газет и журналов духовного содержания, материальной поддержке богословских исследований и трудов светских историков.

В ХХ веке светильниками веры на Харьковщине были священномученики епископ Александр (Петровский), а также митрополит Киевский, экзарх Украины Константин (Дьяков), уроженец села Старая Водолага Харьковской губернии. Православные помнят, что уроженцем Харьковской губернии и выпускником юридического факультета Харьковского Императорского университета является святитель Иоанн Максимович, архиепископ, чудотворец Шанхайский и Сан-Францисский.

Нередко православные Харьковщины вспоминают уроженца Мурафы Харьковской губернии протоиерея Антониевской университетской церкви Николая Стеллецкого, духовного педагога и известного в Российской империи богослова, мученическая кончина которого связана с критическим моментом Гражданской войны, когда Добровольческая армия А. Деникина выбила из Харькова советскую власть, а та вывезла из Харькова в Сумы заложников, арестованных в течение мая-июня 1919 года. Тогда головы заложников падали от руки командира отряда особого назначения, помощника начальника уголовного розыска Харьковского губисполкома С. Саенко, «щупленького человечка с подергивающимся лицом маньяка и блестящими белками бегающих глаз». Именно он, малограмотный столяр Саенко, «вписал наиболее жуткие страницы в книгу былей украинского террора».

Список подвижников Православия на Харьковщине может быть продолжен.

В православном Харькове тревожно

* * *

Харьковская епархия была выделена из обширной Белгородской епархии 6 октября 1799 г. указом Императора Павла I, по докладу Святейшего Синода, и получила название Слободско-Украинская и Харьковская.

Возглавил ее епископ Христофор (Сулима).

Церковные историки сообщают, что в 1799 г. в Харьковской епархии было 673 церкви, а через 100 лет их насчитывалось более 1000. В начале XX в. на Харьковщине действовало более 800 церковно-приходских школ и около 20 монастырей, 777 храмовых библиотек, 16 богаделен. Во второй половине XIX в. в Харькове выходило 14 духовно-просветительских изданий.

С 1946 г. епархия носит современное название — Харьковская и Богодуховская.

В начале 1970-х в епархии действовало всего лишь 57 приходов, которые в своем большинстве не имели храмовых помещений.

С 1970 по 1984 год на Харьковскую кафедру был назначен архиепископ Никодим (Руснак). С 1989 г. владыка Никодим стал управлять Харьковской епархией в сане митрополита. Именно благодаря авторитету, мужественному стоянию в вере и духовной силе владыки Никодима, его верности матери-Церкви Московского Патриархата стало возможным проведение в Харьковской митрополии, на территории Покровского монастыря, в 1992 г. знаменитого Архиерейского собора, не допустившего церковного раскола и сохранившего УПЦ в лоне Московского Патриархата.

На этом судьбоносном для Русской Церкви эпизоде новой истории остановимся подробней.

По словам архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия, сказанным два года назад, в мае 2012-го, на торжествах по случаю 20-летия Архиерейского собора, «уже два десятка лет прошло со дня проведения Харьковского Собора, который состоялся в тяжелые минуты жизни церкви и был призван отстоять ее единство. И сегодня, спустя столько лет, мы встретились, чтобы молитвенно возрадоваться за решение, принятое тогда».

Все десять архиереев, участников торжеств, тогда посетили в харьковском Свято-Покровском монастыре комнату, где в 1992 г. под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима проходил Харьковский архиерейский собор и вспомнили, как за пять лет до этого, когда отмечалось 15-летие Собора, Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан), избранный Предстоятелем УПЦ именно на том Соборе, обращаясь к архиереям, произнес знаменательные слова: «Здесь, в этих стенах, за этим столом была определена позиция нашей Церкви, и сколько бы каждому из нас ни было предначертано жить, мы должны следовать ей».

В православном Харькове тревожно

Уже нет с паствой владыки Владимира, почившего в текущем страшном году, а как станут следовать его завету архиереи УПЦ сегодня, когда торжествует нацизм, когда священству УПЦ угрожают физической расправой, некоторых избивают, а кто-то вынужден был покинуть территорию бывшей Украины, покажет время.

Неужто, на самом деле, окажутся правы наблюдатели, утверждавшие, что сама идея «Украинской Церкви», хоть и в составе Московского Патриархата, есть нечто, возникшее на основе поражения СССР в 1991 г., то есть прямое следствие нашего поражения. Что рано или поздно на Украине церковная ситуация должна взорваться, и, безусловно, во вред православным Южной Руси.

Потому невозможно переоценить роль митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака), кстати, уроженца Буковины, сделавшего все возможное в тот момент для удержания канонического единства Русской Церкви, которое судьбоносным образом проявилось в ситуации намечавшегося и частично осуществленного украинского раскола. Харьковский собор 1992 г., созванный, возглавленный и проведенный митрополитом Никодимом 27-28 мая, стал историческим событием, запечатлевшим, как верно сказано, «память о глубинах духовного падения одних и о высоте и силе духа других».

Владыка Никодим вспоминал: «Я полагаю, что в том, что Харьковский Собор состоялся, заключается промысел Божий. Мы не позволили Филарету кощунствовать в Церкви. Он давал клятву перед Крестом и Евангелием, что соберет Собор, который изберет нового Предстоятеля, однако собрал светских людей и обманул общественность. Он следовал политической конъюнктуре, если бы Церковь следовала бы таким же принципам, она бы давно перестала быть Церковью».

«В результате этого Собора Православная Церковь зафиксировала отторжение от Своего Тела чуждых Православию лиц и идей, — указывает современный комментатор. — Очевидно и то, что Харьковский Собор прекратил брожение в Церкви, создал предпосылки для Ее нормального развития и функционирования в условиях новой исторической реальности. Вероятно, наиболее серьезным последствием Харьковского Собора стало восстановление церковной соборности, которую стремился уничтожить на всех уровнях бывший Предстоятель УПЦ Филарет (Денисенко)».

Если же формулировать не на духовном, а на общественно-политическом уровне, то раскол Православия на Украине — дело рук президента Украины Л. Кравчука, оказывавшего чрезвычайное давление на работу Архиерейского собора в Харькове и в результате заявившего о действиях митрополита Харьковского и Богодуховского: «Я этого Никодиму не прощу никогда».

Всем известна историческая роль велеречивого Л. Кравчука как разрушителя — во всех начинаниях, за которые он брался.

Нельзя не вспомнить, как на праздновании 90-летия владыки Никодима, а точней, на торжественном заседании, прошедшем в Большом зале Харьковского театра оперы и балета 7 мая 2011 г., Патриарх Московский и всея Руси Кирилл остановился на судьбоносном событии новейшей церковной истории. «Я хотел бы особенно отметить вашу историческую роль в сохранении канонического Православия на Украине, — отметил Его Святейшество, обращаясь к владыке Никодиму. — В мятущийся, наполненный тревогами и конфликтами 1992 год вы приняли на себя ответственность по организации состоявшегося здесь, в этом славном граде, Харьковского Собора, который ответил на многие вопросы и вынес решения, судьбоносные для Украинской Православной Церкви, сохранив ее в общении со всей полнотой православного мира.

В православном Харькове тревожно

Именно на том Соборе был избран Блаженнейший владыка митрополит Владимир, и под его мудрым руководством при соборном содействии всего епископата Украинской Православной Церкви не только были преодолены трудности сложного, я бы сказал, смутного времени, но и Украинское Православие набрало ту силу, которая сегодня радует каждого, кто посещает пределы Украинской Православной Церкви».

* * *
После кончины владыки Никодима (15 сентября 2011 г.) обязанности управляющего Харьковской епархией исполнял архиепископ Изюмский Онуфрий (Легкий).

Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012 г. Харьковская епархия была разделена на две, управляющим Харьковской был утвержден архиепископ (ныне митрополит) Онуфрий (Легкий), с титулом «Харьковский и Богодуховский», а Изюмской — епископ Елисей (Иванов) с титулом «Изюмский и Купянский».

В настоящее время в Харькове насчитывается около 50 храмов (в целом в Харьковской области — более 300), один мужской монастырь (в области — три), восстанавливаются и строятся новые храмы. С 1996 г. возрождена Харьковская духовная семинария, открыто 110 воскресных школ.

* * *

Торжества по случаю 215-летия Харьковской епархии проходили 3 и 4 октября. В них участвовал новый Предстоятель Украинской православной церкви — Блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, подчеркнувший в харьковском аэропорту, что «прибыв в Харьков, вместе со всеми будет молить Господа, дабы благословение Божие покрывало харьковскую землю и народ ея, чтобы пребывал мир в душах людских и в государстве».

В православном Харькове тревожно

Блаженнейший Онуфрий посетил в центре города строящийся храм святых Жен Мироносиц, в частности, недавно освященный нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского; в кафедральном Благовещенском соборе приложился к святыням, совершил торжественное всенощное бдение, поклонился могиле митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака), совершил там заупокойную литию.

Утром 4 октября по случаю празднования в Благовещенском кафедральном соборе Блаженнейший Онуфрий провел божественную литургию, после чего вместе со священниками и прихожанами принял участие в людном крестном ходе к Свято-Покровскому монастырю.

Харьков, деформированный хунтой город, в котором задействован сильный репрессивный механизм по отношению к тем, кто исповедует общерусские ценности, несмотря ни на что остается узлом духовного единства.

В условиях непрерывного геополитического давления на Русский мiр, в условиях непреодоленного раскола Украинской (читай Русской) Церкви, в ситуации постоянной интриги ряда епископов и их клевретов в оранжево-поместную сторону, канонический православный люд молится за нерушимость единства большой Русской Матери-Церкви.

Оригинал статьи