Его перу принадлежит, например, весьма популярная в советские времена книга «Россия во мгле», в которой он описывает в виде серии газетных очерков впечатления о поездке 1920 года, включая встречу с В. И. Лениным («кремлевским мечтателем»). Является он и автором множества реалистичных романов.

Пожалуй, самым скандальным из них является опубликованный в 1909 году роман «Анна-Вероника». Он действительно вызвал грандиозный скандал — по тем временам книга была чуть ли не порнографической.

Рассказывается там о взрослении девушки из вполне приличной поствикторианской семьи, которая вздумала бунтовать против патриархального общества, бежала из дома, присоединилась к суфражисткам… Еще и рассуждает о сексе (разумеется, в тех выражениях, которые были допустимы в литературе того времени — не называя вещи своими именами).

Феминистки против нацистов. На улицах Киева столкнулись левая и правая идеологии
Феминистки против нацистов. На улицах Киева столкнулись левая и правая идеологии
© Украина.Ру

Собственно говоря, читая книгу, удивляешься, до какой степени мало изменилось общество за минувшие 112 лет.

Нет, изменилось, на самом деле, многое. Очень мало стран, в которых женщины не имеют права голоса (за которое боролась Анна-Вероника). Женщине гораздо проще получить образование и устроиться на работу (но значительно труднее получить равную с мужской зарплату).

Есть и моменты вызывающие искреннее недоумение.

Например, Анне-Веронике 22 года, но по современным понятиям уровень ее представлений о мире соответствует современным годам двенадцати, в лучшем случае — пятнадцати. В любом случае нынешние подростки об отношениях мужчины и женщины, включая самую интимную сферу, знают гораздо больше, чем Анна-Вероника. Ну, например, они должны догадываться, что если мужчина дает деньги, а потом приглашает в съемную квартиру или отель, то это может повлечь за собой некие последствия… Хотя нет, это я зря — судя по «делу Талашко», современные украинские девушки в таких ситуациях сильно тормозят. Ну или делают вид, что тормозят — ведь речь идет о студентках театрального института им. Карпенко-Карого.

В процессе борьбы за избирательные права Анна-Вероника ухитряется попасть в тюрьму. Вообще-то говоря, для приличной, почти интеллигентной девушки это должна была быть морально-нравственная катастрофа. Мы, однако, никаких следов ее не замечаем. Более того, возникает впечатление, что Анне-Веронике в тюрьме понравилось. Во всяком случае, она не считает проведенное там время бесцельно потраченным.

Честно говоря, не знаю, как это трактовать — то ли мастеру изменил его талант, и он не смог представить себе переживания девушки в тюрьме, то ли мастеру изменил его талант, и он не смог представить себе переживания в тюрьме девушки, которая борется за все хорошее против всего плохого, то ли одно из двух.

Совершенно очаровательно выглядит сценка, где мужчина, в которого влюбилась Анна-Вероника, объясняет ей, почему не живет с женой и не может жениться на ней. «Ну ты же понимаешь», — обращается он к ней, и та отвечает, что, натурально, все абсолютно понимает, хотя понять все эти иносказания не сможет не только ребенок, но и взрослый мужик (если он к этим иносказаниям не привык).

Ключ к пониманию ситуации дает фраза: «она никогда не совершила ни одного неблагородного поступка». И тут начинаешь догадываться и реконструировать: она не жила с мужем половой жизнью (потому что это неблагородно и настоящие леди так не поступают), не простила ему измену (потому что см. выше), не дала развод (опять же). В общем, исключительно благородная мадама в модном туалете. Кстати, такие и сейчас встречаются.

А в остальном — все то же. Женщины по-прежнему борются за свои права и по-прежнему ищут свою любовь, чтобы вручить эти права победителю.

Якубин: Борьба за права женщин на современной Украине невозможна — доказано Савченко
Якубин: Борьба за права женщин на современной Украине невозможна — доказано Савченко
© РИА Новости, Стрингер / Перейти в фотобанк

Да-да — феминистки, конечно, Уэллса осудят, но у него хеппи-энд заключается в том, что Анна-Вероника находит своего мужчину и тут же становится послушной как овечка. И все у них хорошо (по крайней мере с того момента, как он начинает зарабатывать и у них появляется возможность завести ребенка).

Я бы, пожалуй, и сам возмутился, но неоднократно наблюдал картину, когда сильная, независимая и финансово состоятельная женщина срывалась с места и мелась по линии Астрахань — Архангельск только потому, что ее поманил «приличный мужчина». Достаточно вспомнить суперпопулярный фильм «Москва слезам не верит», где умница и красавица директор предприятия падает в объятия слесаря-алкоголика (то, что Гоша именно алкоголик, прямо говорят соседи по коммуналке, а и видно это по состоянию его комнаты).

В общем, меняется все, кроме людей.