Как известно, Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения — и уже в те времена среди них значился высокодоходный жанр современного искусства. Сын турецкого подданного продемонстрировал это во время плавания на агитационном пароходе, когда он, действуя в творческом тандеме с Кисой Воробьяниновым, нарисовал авангардистский плакат с изображением сеятеля, разбрасывающего облигации госзайма.  

Однако великий комбинатор наверняка умер бы от зависти, если бы услыхал о том, что провернули в этом году на Венецианской биеннале его украинские наследники, спровоцировав смешной и стыдный скандал, над которым потешается сейчас вся Европа.

«Стоунхэдж из грудей»: Украинские деятели искусств устроили «оргию» в церкви
«Стоунхэдж из грудей»: Украинские деятели искусств устроили «оргию» в церкви
© Дмитрий Боченков / Facebook

Биеннале в Венеции является одним из самых престижных международных художественных выставок, которая проводится начиная с 1895 года. В наши дни на этом форуме презентуются новейшие тренды и тенденции современного искусства — как правило, с высокопарными претензиями на социальную актуальность. Хотя критики достаточно справедливо указывают на то, что главное мировое биеннале давно представляет собой большой коммерческий рынок с многомиллионными оборотами и солидным бюджетом, который позволяет зарабатывать на жизнь целой прослойке людей, подчас весьма далеких от настоящей культуры и подлинного искусства.

Это блестяще демонстрирует пример современных украинских художников, которые обещали представить в Венеции амбициозный проект под названием «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини». Как известно, гигантский самолет Ан-225 «Мрия» (в перводе с украинского — мечта) впервые поднялся в воздух тридцать лет назад, в декабре 1988 года, и уже в первом полете поставил сразу сто десять мировых рекордов. Он был специально разработан в рамках военно-космической программы как летающая стартовая площадка для челноков типа «Буран». Над созданием уникального самолета работали предприятия со всего союза — от Киева до Ульяновска и Ташкента. Однако после распада СССР эту машину пытаются представить достижением давно зачахшего украинского авиапрома, хотя ее использование ограничивается сейчас коммерческими доставками сверхтяжелых грузов, за счет которого кое-как выживает корпорация «Антонов».

Украинская земля уплывает в Эр-Рияд: Киев одобрил продажу агрохолдинга «Мрия»
Украинская земля уплывает в Эр-Рияд: Киев одобрил продажу агрохолдинга «Мрия»
© РИА Новости, Виталий Тимкив | Перейти в фотобанк

Кураторы арт-проекта планировали нанять «Мрию» для полета над итальянским городом, чтобы она символически отбросила свою тень на европейскую землю. При этом на борту самолета должен был находиться жесткий диск с информацией об украинских художниках. Организаторы мегаперформанса видели в нем множество знаковых смыслов, без устали рассказывая об этом развесившей уши публике, а попутно выбивали у государства деньги на свой проект, критически важный для нищей, погрязшей в долгах страны.

«Пока самолет будет пролетать, нужно рассчитать погоду, разогнать тучи и зажечь солнце, а также заставить всех собравшихся любителей искусства поднять одномоментно (!) голову или опустить её вниз и лицезреть тень от этого самолета, выбрав предварительно освещенное место на улицах и площадях Венеции. Вопрос PR-усилий, которые нужно приложить для вмонтирования украинского чипа в головы посетителей биеннале, чтобы они синхронно посмотрели на то, что произойдет за доли секунды и за что будет заплачено сотни тысячи евро, пока остается открытым. Вообще у меня есть подозрение, что лучше сотни тысяч евро за полет «Мрии» переориентировать на виртуальный полет и не трогать старушку, которая в последний момент подвернет ногу. Этот проект относится к жанру интеллектуального прикола, шоу, выдумки. Я не очень люблю этот жанр. Он слегка утомил за последние годы. Но он подходит к этому балагану ярмарки идей в искусстве. В этом жанре очень важно ярко донести месседж. Если это не получится, то проект можно слить в унитаз. Такие дела», — скептически писал об идее полета над Венецией известный киевский галерист Евгений Карась.

В немецком аэропорту загорелась «Мрия»
В немецком аэропорту загорелась «Мрия»
© РИА Новости, Ирина Александрова | Перейти в фотобанк

В итоге украинские власти выделили на эту очевидную аферу 6,5 миллиона гривен — только для того, чтобы обеспечить несколько секунд полета над лагунами и городскими садами Венеции. Еще 2,6 миллиона гривен обеспечили спонсоры, предоставившие авторам идеи щедрые гранты, поскольку поддержка украинского участия в биеннале давно стало модой среди представителей украинского олигархата — обокравших народ жуликов, которые желают предстать перед публикой в качестве прогрессивных деятелей и щедрых просвещенных меценатов.

Дополнительную рекламу проекту сделал сам президент Петр Порошенко, который активно пиарился на нем в ходе своей предвыборной кампании. И не преминул отметить, что полет советского самолета представляет собой очередное «остаточне «прощавай!» Москве, которая в общем-то и санкционировала когда-то его создание.

«Украинское искусство устало быть в тени. Устало прорываться к солнцу сквозь запреты и смех. Сквозь ссылки и казни. Именно в стремлении вырваться из тени, выбраться на свежий воздух Хвылевой провозгласил свой манифест: «Прочь от Москвы, даешь Европу!». Настало время выходить из тени. Утро. 9 мая. Венеция. Европа. Запомните. Это время и место для старта смелого, амбициозного, мощного художественного проекта «Падающая тень «Мрії» на сады Джардини», в котором Украина возьмет новую высоту. Самолет «Мрія» с информацией об украинских художниках и художницах на борту пролетит над Венецией. Так украинское искусство мощно заявит о себе на 58-й Венецианской биеннале современного искусства», — написал президент Порошенко на своей официальной странице в «Фейсбуке», сообщая нации об очередной выдающейся перемоге.

Увы, но она, как всегда, обернулась позорной зрадой. Уже в марте, когда писались вдохновенные строки Петра Порошенко, по арт-тусовке поползли упорные слухи о том, что «Антонов» не собирается гонять уникальный борт над Венецией, мотивируя это тем, что он проходит техническую проверку. Больше того — как оказалось, никто не озаботился своевременным получением разрешения на такой полет. Однако остапы бендеры от современного украинского искусства до последнего скрывали свой провал от общественности. «В нас боролись художник и гражданин. Если бы мы сказали всем, что «Мрия» не полетит, нам бы ответили: «Какой ужас! Проекта не будет. Катастрофа». Наша художественная позиция от этого бы сильно пострадала. Мы до последнего, в агонии пытались что-то сделать, чтобы она полетела», — с невинным видом рассказывает об этом сейчас художник Павел Ковач.

Самая невероятная правдивая история польского художника-шпиона на Украине
Самая невероятная правдивая история польского художника-шпиона на Украине
© commons.wikimedia.org, Public Domain

Хотя вполне очевидно, что за этой гражданственной риторикой скрывается банальное надувательство, ведь судьба выделенных на фейковый полет миллионов до сих пор покрыта романтическим мраком. «Граница между игрой и обманом часто не очевидна, тем более в современном искусстве, но это тот самый случай, когда ее легко осознать», — пишет из Венеции критик Аксинья Курина. Не секрет, что вокруг украинских арт-проектов давно сформирована разветвленная структура откатов и взяток, которая в общем и стимулирует создание высосанных из пальца проектов. И согласитесь, умение заработать на тени тоже представляет собой подлинное искусство — только другого жанра.

Впрочем, честь современного украинского искусства была по итогам успешно спасена. Украинские художники представили европейской публике вечеринку под звучным названием EBИNNALE. «Посреди церкви стояла огромная надувная конструкция из трехметровых х… и огромных грудей… Бритоголовые охранники в черных строгих костюмах отгоняли напившихся бесплатным просекко роковых женщин на шпильках… Поразительно, что современное украинское искусство может так, привык уже, что в основном это голодающие революционеры с горящим взглядом Надежды Савченко и запахом ацетона изо рта или какие-то корявые, кособокие люди, пытающиеся продать за арт-хаус какую-нибудь унылую чушь. А здесь просто оргия «широко закрытые глаза». В церкви X века, на берегу лагуны!» — с некоторой завистью рассказывает об этом российский художник Дмитрий Боченков, явно затосковавший по веселым российским девяностым.

Тень украинской мечты грозит накрыть Венецию
Тень украинской мечты грозит накрыть Венецию
© Instagram, Architectural Digest Russia
«Их не так дорого возить в Европу, отменили визы, но всё же», — иронически написал он об украинских моделях, которые в очередной раз продемонстрировали европейцам потенциальные возможности одного из главных направлений украинской экспортной индустрии.   

Конечно, все это дает обильную пищу для черного юмора и отборного стеба. Но создается устойчивое впечатление, что Украина живет сейчас в классическом режиме «пир во время чумы». И вместо настоящей культуры, вместо честного социального искусства с правдой о войне и фашизме, в котором остро нуждается сегодня страна, мы видим веселую пирушку ограбивших ее мародеров, паразитирующих на достижениях тысячу раз проклятого ими совка и демонстративно показывающих большой фаллос миллионам своих сограждан, которые выезжают в Европу только на заработки.

Жалкая тень прежней Украины, где создавались уникальные ракеты и самолеты вместе с талантливыми картинами, хорошим кино и замечательными образцами монументального искусства, доступными для всех и для каждого, которые разрушаются сейчас в рамках ползучей декоммунизации или банальной коммерческой застройки. Как раз сегодня в Прилуках снесли мозаику художника Семена Кантура. На ее реставрацию не нашлось даже копеек.