Сегодня исполняется 85 лет Василию Семеновичу Лановому — выдающемуся советскому актеру, любимцу целого поколения, который по праву считается российским и украинским. Хотя украинские патриоты с особым цинизмом отказывают ему в украинском происхождении — всего лишь на основании политической позиции своего земляка.

«Лановой, что легко угадывается по его фамилии, украинец. Родился в селе Стрымба Кодымского района — в 220 километрах от Одессы, почти на границе с Винницкой областью», — рассказывает об этом журналист Василий Стоякин, который недавно побывал на встрече с Василием Семеновичем, где тот публично рассказывал факты своей биографии.

Стоит добавить, что слово «стримба» означает по-молдавски «кривое село». А это значит, что у выходца из этого традиционно румынизованного региона вполне могут быть и молдавские корни, что символически завершает его интернациональный образ, вполне соответствующий статусу Народного артиста СССР, фильмы которого смотрели от Чопа до Магадана.

В голодные тридцатые годы семья Лановых переехала в Москву, родители устроились работать на местном химическом заводе, однако начало войны маленький Вася встретил именно в Стрымбе, в гостях у своего деда Ивана.

«Сначала наши отступали. Приехали немцы на мотоциклах. А за ними огромные, до горизонта, колонны наступающих войск. Дед Иван, сложив руки на ворота и положив на них подбородок, глядя на все это, произнес:

— Ну все, пропали совиты.

А потом была весна 1944 года. Немцы отступали по страшной грязи на огромных чешских грузовиках. Когда они ломались или застревали, их поджигали. Весь горизонт был в дымных факелах.

Дед Иван ровно в той же позе произнес:

— Тю, ты дывы. Немцам зад надрали», — вспоминал об этих событиях Лановой.  

Впрочем, несмотря на юмористический тон этой зарисовки, годы оккупации едва не закончились для будущего актера трагически. Ради забавы немецкий солдат дважды выстрелил над головой восьмилетнего мальчика, после чего Вася стал заикаться. По рекомендации врача-логопеда он постоянно пел знакомые ему с детства народные украинские песни, которые не только помогли ему выправить речь, но и позволили усвоить для себя первые навыки артистического амплуа.

«Так и родился будущий артист Лановой», — пошутил об этом впоследствии Василий Семенович.

«24 июня 1945 года Лановой был уже в Москве. Вечером он с другими мальчишками по крышам обошел оцепление и пробрался на Красную площадь. Ему запомнилась груда немецких знамен перед Мавзолеем, которую опасливо обходили дети, и фигура Сталина, остававшегося на трибуне, несмотря на то что парад давно закончился», — рассказывает о воспоминаниях Ланового Василий Стоякин. Однако радость победы была омрачена для подростка. Как оказалось, во время войны его родители разливали на своем военном заводе противотанковую жидкость и получили тяжелые химические ожоги. В результате мать Ланового осталась инвалидом первой, а отец второй группы.

Вспомнив упражнения в пении, Василий уже в 1947 году начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа, получив грамоту на Всесоюзном конкурсе самодеятельных артистов. Он окончил школу с золотой медалью, поступил на факультет журналистики МГУ, но вскоре оставил его ради Театрального училища имени Щукина. Карьера актера развивалась стремительно — ещё во время учёбы, в 1954 году, он снялся в фильме «Аттестат зрелости», а в 1956 году сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин», заменив самого Георгия Юматова. Лановому удалось создать эталонный образ комсомольского лидера, который широко использовала потом всесоюзная пропаганда. «Своим исполнением он как бы осовременил этот классический образ комсомольца двадцатых годов, вдохнул в него новую жизнь, ничего не утратив из литературного образа», — писала о нем в 1967 году кинокритик Валентина Тулякова.

Талант молодого актера не ограничивался киносценой. С 1957 года он становится актёром Государственного академического театра имени Вахтангова, играя роли Юлия Цезаря, Маяковского, Пушкина, Льва Троцкого, Фортинбраса и Бернарда Шоу.

Но главным все же оставалось кино — фильмы «Алые паруса», «Иду на грозу»  и «Война и мир» закрепили известность Василия Ланового, а картина «Офицеры» принесла ему всенародную славу. Роль верного своему слову и своей позиции офицера Ивана Вараввы сразу же стала культовой — согласно опросам журнала «Советский экран», «Офицеры» были названы лучшим фильмом 1971 года, а Василия Ланового признали актером года. Съемки в сверхпопулярном фильме «Семнадцать мгновений весны», где актер сыграл обергруппенфюрера СС Карла Вольфа, только закрепили этот успех.

Политические взгляды Василия Ланового достаточно давно сделали его в Украине чем-то вроде изгоя. Еще при Кучме, когда актера наградили украинским орденом «За заслуги», это вызвало возмущение патриотической публики, которая напомнила Василию Семеновичу поддержку КПРФ и сожаления по поводу распада СССР, который отделил его от родного села Стрымба. Роль в сериале «Брежнев», где Лановой очень характерно воплотил образ Андропова, предоставила очередной повод отнести его к категории «динозавров советской эпохи», а участие в рядах «Бессмертного полка» и активная критика Евромайдана с ходу сделала украинского советского актера врагом патриотической Украины. До такой степени, что он одним из первых попал в запретные списки печально известного «Миротворца». И певший украинские песни мальчик получил в старости ярлык сова, ватника и «украинофоба».

Эта травля по-своему поражает — и не только потому, что речь идет о чрезвычайно популярном творческом человеке, который воспитал своими образами поколение. Политические взгляды Ланового можно не разделять — это право каждого, однако нельзя не отдавать дань уважения последовательности его взглядов. В отличие от многих своих коллег, с легкостью отказавшихся от идеалов, которые они годами воплощали для зрителей на экране, Василий Семенович остался верен тому, что он пытался выразить в ролях Павла Корчагина, Ивана Вараввы и майора Костенко.

А это соответствие образу является сегодня огромной редкостью.