Фильм «Донбасс» режиссера Сергея Лозницы официально представляет в этом году Украину на престижных международных кинематографических форумах вроде фестивалей в Торонто и Каннах, а Украинский Оскаровский комитет дежурно выдвинул его от Украины на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

И действительно — данная работа ставит украинского кинотворца в один ряд со знаменитым Питером Джексоном. Наблюдая за героями «Донбасса», в них сразу же узнаешь хорошо известные всем типажи орков и гоблинов из сказочных кинотрилогий «Хоббит» и «Властелин колец». Вообразите себе этих нелепых, уродливых и жестоких существ, которых обрядили в тельняшки и камуфляж, вручив им автоматы, георгиевские ленты и бутылки с водкой, — и вы получите достаточно точный образ Донбасса и его жителей в представлении лучших представителей современной украинской интеллигенции.

При всей иронии сравнения Джексона с Лозницей эти параллели вряд ли можно назвать случайными. Так, мне сразу же вспомнилась политическая реклама в исполнении предвыборного штаба Юлии Тимошенко, которую и сейчас можно найти на Ютубе. Тогда, на выборах 2010 года, украинские политтехнологи активно эксплуатировали видеоряд джексоновских орков, изображая с их помощью потенциальный электорат Виктора Януковича — в первую очередь жителей того самого Донбасса. Картина Лозницы ставит перед собой ту же самую, не творческую, а совершенно политическую, задачу по расчеловечиванию жителей охваченного войной региона, а также всех прочих «антиукраинских» элементов на территории Украины, которые также легко вписываются в набор его пропагандистских клише.

«Сам фильм состоит из ряда скетчей, из которых автор пытается представить жителей Донбасса некими изгоями и безумно карикатурными персонажами, одни из которых вынуждены жить в пещерах бомбоубежищ, другие в принципе ничего не имеют с нормальным человеческим обликом, третьи успешно пилят деньжата с бизнесменами на подконтрольной Киеву территории, четвертые занимаются отжатием чужого имущества», — пишет об этом киевский кинокритик Андрей Недзельницкий. Причем фигуры «донецких» выписаны в откровенно гротескном виде, чересчур чернушными даже для нашего националистического пиара. Так что вполне возможно, что фильм преимущественно рассчитан на совсем уж неискушенного иностранного зрителя, который практически ничего не знает о социальных реалиях ситуации в восточных областях Украины.

Бездарные нацисты. Почему патриотическое кино на Украине обречено на провал
Бездарные нацисты. Почему патриотическое кино на Украине обречено на провал
© Facebook, Позивний Бандерас

«То, что этот фильм ожидаемо пропитан ненавистью и презрением к населению неподконтрольного украинским властям региона, совсем не удивляет. Другого фильма от автора «Майдана» ожидать не стоило. Уже с трейлера фильм вызывает лишь омерзение, и в этом нет ничего нового и интересного, если бы не одна его особенность. Этот картина представляет экспортный вариант украинской националистической пропаганды, где вместо привычных совковых ватников с символикой СССР зритель видит православных фанатиков с хоругвями. Ведь украинский антисоветизм и антикоммунизм для внутреннего употребления вряд ли найдет понимание у западного зрителя — и вместо него в этой «реальности» фильма украинские почтиевропейцы защищают западную цивилизацию от православного варианта запрещенного в России ИГИЛа. Хотя любой же украинский патриот знает, что на Донбассе обитает «безбожный пролетариат», воспитанный в советских цехах и шахтах», — рассуждает об этой специфике днепропетровский блогер Александр Митрофанов.

Знает об этом и сам Лозница. Накануне в интервью «Украинской правде» он назвал главной причиной войны тяжелое наследие по сей день неизжитого совка. «Основная причина в том, что мы еще продолжаем жить со шлейфом Советского Союза. Несмотря на то что поменяли паспорта, люди остались все теми же советскими гражданами. И мы будем еще очень долго избавляться от этого шлейфа. Из этого выходить еще очень долго», — заявил об этом украинский режиссер. Таким образом, его картину можно рассматривать в качестве эталонного примера классического социального расизма, который максимально демонизирует политических оппонентов действующей украинской власти, представляя диалог с ними в принципе невозможным.

Этот, последний, момент бросается в глаза многим украинцам. «Уродливый взгляд на Донбасс от Лозницы. Конъюнктурный фильм, сделанный для фестиваля и отработки правильной украинской позиции в глазах Запада. Тринадцать сюжетов, которые выглядят как трэш-нарезка из мрачняка. Настолько утрировано, что в это просто не веришь. Сюжет не держит зрителя. Такое ощущение, что автор хотел сказать картиной: постройте стену и закатайте весь Донбасс в бетон», — делится впечатлениями о презентации киевская журналистка Яна Новоселова.

В самом деле: навязанная в картине логика отвращения к этим порочным оркам подразумевает, что они не подлежат исправлению — настолько глубоко засели в их черных душах описанные Лозницей рудименты сознания советской империи зла. Так что воины света должны идти на них в беспощадный крестовый поход с огнем и мечом, выставляя вместо Святого Грааля новообретённый томос для правильных украинских патриотических православных, над хоругвями которых смеяться никак нельзя.  

Украинские кинопроекты последнего времени полностью сосредоточены на пропаганде государственной идеологии национализма, завершаясь призывами к священной войне против врага. Причем у Лозницы есть на этом поприще еще более достойные конкуренты. Так, недавно в украинский прокат вышла лента с интригующим названием «Тайный дневник Симона Петлюры», которая вызвала возмущение у самых преданных ценителей специфического жанра националистической киноэпопеи.

Отмечая полную бездарность нового фильма, вся идея которого состоит в том, чтобы представить Петлюру невинной жертвой большевиков и их агента, анархиста Самуила Шварцбурда (подлив еще больше бензина в разгорающийся по стране костер антесемитизма), кинокритики особо отмечали тот факт, что на создание скандальной ленты потратили без малого пятьдесят миллионов преимущественно бюджетных денег. И неудивительно, ведь его режиссером выступил главный украинский киночиновник Олесь Янчук, возглавивший после победы Майдана Киностудию имени Александра Довженко. Более того, он также не преминул сняться в этой ленте вместе со своей собственной дочерью, а также предоставил почетную роль министру культуры Евгению Нищуку, что очень прозрачно намекает на причины щедрой финансовой поддержки совершенно бездарного фильма.

«После просмотра я вынужден согласиться с большинством критиков. Потому что и тайного дневника в фильме почти нет, и Бенюк в роли Грушевского абсолютно провальный, и Нищуку стоило бы помнить, что, пока он министр, в фильмах, которые софинансирует его министерство, лучше не сниматься, просто во избежание критики; и стилистика ленты по-советски примитивна, и батальные сцены ужасно сняты, а озвучка вообще стоит отдельной антипремии. Честно говоря, под видом фильма нам предложили довольно посредственную театральную постановку. Петлюра у Янчука — это робот, у которого есть только одна функция: грустить о своих поражениях, жалеть Украину и говорить банальности. По замыслу режиссера, так должен выглядеть патриотический фильм. Но я сомневаюсь, что у кого-то такой образ может вызвать сочувствие. Не говоря уже о восторге. Вряд ли для зрителей Петлюра станет героем, примером для подражания», — сокрушается по этому поводу обозреватель газеты «День» Андрей Любка.

«Янчук не думает о кино. Янчук думает о политической уместности и о том, что под флагами декоммунизации и прочих процессов, связанных с переосмыслением истории, можно пропихнуть зрителю и, очевидно, чиновникам от культуры неудобоваримый комок из плохо смонтированных, срежиссированных, написанных и разыгранных сцен. В своих попытках показать главного героя с разных сторон «для галочки» Янчук проваливается в бездну пошлости, профнепригодности и непотизма», — вторит ему другая рецензия, опубликованная в издании «Левый берег» под говорящим названием «Стыдное кино: что не так с «Тайным дневником Симона Петлюры».

Да, это глубоко правильный заголовок, причем этими же словами можно характеризовать «Донбасс» Лозницы, «Киборгов», «Червоного» и все прочие поделки современного патриотического агитпропа. Нашей аудитории должно быть стыдно осознавать, что тематика современного украинского кино сведена к задачам примитивной, вульгарной пропаганды, разжигающей ненависть а адрес «совков» и «орков».

А тем временем в Донецке состоялся концерт, где местные жители исполняли украинские песни на украинском же языке группы «Океан Эльзы», тем самым демонстрируя, чего стоят созданные про них мифы.