Соответствующее заявление он сделал 5 декабря, передает «Интерфакс».
«Не надо быть военным специалистом, чтобы увидеть, что основной ракетно-ядерный потенциал США в Азиатско-Тихоокеанском регионе — это потенциал морского базирования на авианосцах и подводных лодках. А ракеты средней дальности морского базирования не подпадали под действие соглашения 1987 года. Советский Союз тогда предлагал распространить договор и на них, но американцы категорически отказались», — напомнил дипломат, отметив, впрочем, что американцы были «неприятно удивлены», когда «наши крылатые ракеты полетели из Каспийского моря в направлении баз террористов в Сирии».
«Однако, если США хотя бы гипотетически рассматривают Китай в качестве противника, против которого, опять же гипотетически, могут быть применены ракеты нового поколения, то Соединенным Штатам, видимо, придется размещать их на территориях своих союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе. То есть условно — в Японии и Южной Корее, где реакция местного населения, думаю, будет сопоставима с реакцией в европейских странах, где в 1980-х проходили массовые протесты по схожему поводу», — отметил Чижов.
Кроме того, несмотря на то что ДРСМД заключался как двусторонний, на сегодняшний день он является многосторонним, так как его участниками стали, в частности, Белоруссия, Украина и Казахстан.
Ранее президент США Дональд Трамп сообщил, что Соединенные Штаты выйдут из договора о РСМД. По его словам, Америка будет наращивать ядерный потенциал до тех пор, пока остальные «не придут в себя», затем Вашингтон будет готов остановить этот процесс и приступить к сокращению вооружений. Он пояснил, что это сообщение адресовано, прежде всего, Китаю и России.
Данный договор предполагает отказ от производства, испытаний и развертывания баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности.
Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин считает, что выход США из договора не создаст проблем для России.
«Москве необходимо соблюдать спокойствие и подавлять эмоции. Безопасность России, основанная на ядерном сдерживании и взаимном гарантированном уничтожении, не будет поколеблена в результате выхода США из ДРСМД», — отметил эксперт, подчеркнув, однако, что это решение развяжет Соединенным Штатам руки в отношении КНР и КНДР.
Экс-министр иностранных дел Украины Константин Грищенко также уверен, что заявления Трампа ориентированы прежде всего на Китай. По его словам, этот договор мешает США разрабатывать новые модели ракет наземного базирования с ядерными боевыми частями, которые им нужны в Азии для сдерживания китайской экспансии.
Не зря в то же время американский президент заявил о необходимости присоединения КНР к Договору о РСМД.
«Китай не является частью этого соглашения, но должен быть включен в него», — считает он.
В свою очередь КНР ранее выступала против размещения на территории Южной Кореи американских систем противоракетной обороны. Так, в 2017 году Пекин негативно высказался по поводу установки в Южной Корее американского противоракетного комплекса подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (THAAD).
В Китае подчеркивают: мощный радар системы — угроза безопасности страны.