Соответствующим мнением депутат нижней палаты парламента Расул Кушербаев поделился на своей странице в Facebook 1 ноября.

«Если основной фактор развития страны зависит от экономической стабильности, то в росте экономики важную роль играет увеличение уровня взаимной торговли и товарооборота с зарубежными государствами. Такие связи, несомненно, появляются не сами по себе. Вне зависимости от того, в какой сфере налажены социально-экономические взаимосвязи, их основу составляют узы дружбы и взаимного уважения», — написал он.

Движение вниз: почему Ассоциация с ЕС убивает экономику Украины
Движение вниз: почему Ассоциация с ЕС убивает экономику Украины
© РИА Новости, Андрей Стенин | Перейти в фотобанк
По его мнению, если между народами и государствами отсутствуют дружеские отношения, основанные на взаимном равноправии, то ни в одной из сфер не будет сотрудничества. В связи с этим депутат надеется, что организуемые киевскими властями проверки и другие меры по ограничению свободной продажи узбекских автомобилей на рынке Украины не имеют под собой искусственные основания.

«Министерство экономического развития и торговли Украины должно обеспечить прозрачность и справедливость проверок со стороны Украинской межведомственной комиссии по международной торговле. Когда речь идет об автомобилестроительной деятельности Узбекистана, проверки должны проводиться в Узбекистане в атмосфере, где отсутствует различное информационное давление и отвлекающие сведения. Однако удивляет то, что и какие причины служат основанием для подобных мер», — пишет Кушербаев.  

По словам парламентария, согласно жалобе Ассоциации украинских автопроизводителей, было решено провести проверку о вреде узбекских автомобилей, наносимом автопрому Украины. В этом случае депутат не исключает возможности принятия аналогичных ограничительных мер.

«За последние три года в Узбекистан из Украины импортировано продукции на 642 миллиона долларов, а из нашей страны экспортировано товаров лишь на 169 миллионов долларов. Помимо этого с украинских товаров взыскано таможенных пошлин на 142 миллиарда сумов ($17,2 млн. — Ред.), применены льготы на 510 миллиардов сумов ($61,9 млн. — Ред.). Вместе с тем в Узбекистане также в достаточном количестве производителей продукции, которая может стать импортозамещающей товарам из Украины, в частности, по выпуску кондитерской, масложировой продукции, лекарственных средств, сахара», — отметил Кушербаев.  

При этом он обратил внимание на то, что, несмотря на такую возможность, аналогичные проверки по ограничению ввозимой на узбекские рынки вышеперечисленной продукции не проводятся.

«Защита национального рынка для нас также является важным вопросом. Но мы прежде всего являемся сторонниками укрепления больше взаимной дружбы и уважения, чем экономической выгоды. Поэтому надеемся, что наши украинские друзья, коллеги-депутаты, примут мудрое решение о последующих шагах, которые не нанесут вреда многолетним дружеским отношениям, дружбе и взаимопониманию между нашими народами», — заявил он.

В октябре Межведомственная комиссия по международной торговле Украины начала антисубсидиционное расследование относительно импорта легковых автомобилей из Узбекистана.

«В жалобе «Укравтопрома» приведено достаточно информации, свидетельствующей о том, что узбекские производители легковых автомобилей могли получать субсидии от государственных органов Узбекистана и пользоваться отдельными льготами. При этом импорт в Украину легковых автомобилей из Узбекистана осуществляется в таких объемах и на таких условиях, что мог причинить существенный вред национальному товаропроизводителю», — отметили в комиссии.

Так, по ее данным, в течение 2015-2017 годов произошел значительный рост объемов импорта легковых автомобилей из Узбекистана. В абсолютных показателях он составил 760,7%, а относительно потребления и производства в Украине — 440,7% и 957,7% соответственно.

При этом президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко оценил торговую политику Киева как не самую разумную и выгодную. Так, по его словам, «сам бог велел» наладить Украине хорошие отношения с Узбекистаном, Казахстаном и Киргизией, в частности, в сфере импорта и экспорта автомобилей.

«Если бы нашим политикам хватило ума, то сам Бог велел, что нам, к примеру, надо наладить хорошие отношения с Узбекистаном и Казахстаном и даже с Киргизией. В свое время когда-то была производственная кооперация, вот ее можно было бы возродить. У Узбекистана есть свои Lanos, а в Киргизии можно было бы сделать так, чтобы они ездили на наших Lanos… Скажем так, продать наш трактор в Германию нереально. Там стандарт, там свои производители. А продать его в Казахстан или Узбекистан — это реально. Для того чтобы Узбекистан покупал наши тракторы, надо создать системный сервис по обслуживанию их. Наши по ряду причин — то ли глупости, то ли лени — за 26 лет эту систему не запустили», — рассказал эксперт.

В то же время сегодня на Украине не очень хорошо обстоят дела у сахарозаводчиков. В июле текущего года было экспортировано на 46% меньше, чем в предыдущем месяце. При этом, по данным ассоциации «Укрцукор», основные поставки осуществлялись в Узбекистан — 89%. Если Ташкент реализует свое предупреждение о сокращении импорта с Украины ряда категорий продукции, среди которых есть и сахар, для Киева это может обернуться крупными потерями.