«Сейчас эти табу сняты, и темы будут звучать четко. Мы уже видим ряд дискуссий по поводу мира и войны. Например, возвращение к Будапештскому меморандуму со стороны Тимошенко, план Гриценко — достаточно неосторожный шаг с его стороны, к которому его избиратели и конкуренты будут неоднократно возвращаться, потому что политик не дает четкого ответа на то, что это за план, как он будет внедряться и где можно с ним ознакомиться», — сообщил аналитик.
По мнению Кошеля, кампании предстоят фееричные, эмоциональные и с большим спектром технологий.
Аналитик также подчеркнул, что, хотя принять новый избирательный кодекс с моделью открытых партийных списков практически уже нереально, время для реформы еще не потеряно. Так, он не исключает, что весной следующего года исключительно под парламентские выборы может быть принят особый одноразовый закон.
«В Верховной Раде сейчас есть восемь законопроектов про парламентские выборы, два из них достаточно качественные и вполне вероятны сценарии по возвращению к закрытым спискам. Это будет шаг вперед, так как закрытые списки при всех их недостатках на 90% решают вопросы подкупа избирателя. Другой проект предусматривает двухтуровую мажоритарную систему — когда два кандидата с наибольшим количеством голосов попадают во второй тур. В этом случае решится проблема растягивания голосов, когда мажоритарщик может победить, получив 8-9 тысяч голосов. И такой механизм частично закрывает возможность подкупа электората», — рассказал политолог.
Приняв одноразовый закон, депутаты могут параллельно работать над созданием качественного проекта нового избирательного законодательства.
По мнению Кошеля, требует обновления закон о президентских выборах, так как уже сейчас необходимо искать ответы на вызовы, которые возникнут в будущем. Например, из-за неустановленного потолка численности кандидатов в президенты возникает внушительное количество работников (40-60) в избиркомах. И это не будет содействовать организации избирательного процесса.
Политический эксперт подметил, что было бы целесообразно также решить вопросы прозрачности финансирования избирательной кампании и хотя бы частичного ограничения политической рекламы.