Соответствующее заявление сделал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе 23 октября, передает РИА Новости.

«Мы разочарованы тем, что Константинопольский патриархат продолжает говорить языком диктата и принуждения по отношению к нашей Церкви. Единство мирового православия всегда строилось на братском отношении к потребностям и озабоченностям каждой поместной православной церкви, исходя из того, что каждая из них обладает равной ценностью и в семье поместных церквей, и перед лицом Божиим», — сказал он.

Патриарх Варфоломей. Справка
Патриарх Варфоломей. Справка
© patriarchate.org | Перейти в фотобанк
По мнению Кипшидзе, любое отклонение от этого нравственного и духовного фундамента мирового православия ставит под угрозу его целостность и сохранность.

Ранее секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук от имени РПЦ заявил, что Русская церковь, как и любая другая поместная церковь, не обязана подчиняться воле Константинополя, так как для того нет никаких канонических оснований.  

Эти утверждения стали ответом на заявление патриарха Варфоломея о том, что рано или поздно Москва будет вынуждена подчиниться его решениям касательно предоставления автокефалии Украинской церкви.

При этом причиной православного раскола стал именно Константинопольский патриархат, который принял решение возобновить процесс предоставления автокефалии раскольническим структурам на Украине и установить в Киеве свою ставропигию.

Подобный шаг вынудил РПЦ разорвать отношения с Константинополем по всей канонической территории церкви, включая Украину и Белоруссию. Кроме того, в РПЦ заявили, что, поддерживая раскольников из различных структур Киевского патриархата, Варфоломей сам стал раскольником для всего православного мира.

В то же время политолог Ростислав Ищенко в интервью изданию Украина.ру сказал, что, по его мнению, история с томосом Украине была затеяна Варфоломеем лишь с целью получения дополнительных десятка миллионов верующих, что имеет смысл на фоне передачи Константинополю Андреевской церкви с ее прихожанами.