Если неделю назад, 1 октября, в Одессе за литр дизтоплива на АЗС сети «Укрнафта» просили 29 гривен, то 8 октября — уже 30 гривен, или почти €1 евро. На АЗС Socar цена за литр дизтоплива увеличилась с 31 гривны 99 копеек до 33 гривен 19 копеек. «БРСМ-Нафта» подняла цену с 27 гривен 19 копеек за литр до 29 гривен 99 копеек.
Подорожание коснулось и самой популярной марка бензина — А-95: на «Укрнафте» цена выросла на гривну до 32 гривен за литр, в сети Socar и Okko — с 34 гривен 49 копеек до 35 гривен 49 копеек.
Аналогичная ситуация наблюдается и в столице: киевские автолюбители столкнулись с повышением цен на топливо пять дней назад. Заправочные сети в Киеве продают 95 бензин уже по 35 гривен.
Эксперты Нефтегазовой ассоциация Украины, объединяющей украинские сети АЗС, подчеркивают, что ползучий рост цен на бензин и дизельное топливо в рознице начался с 20-х чисел августа. В среднем за этот период стоимость выросла на 12-15%.
«Такое поведение рынка топлива связно с ослаблением национальной валюты и ростом мировых цен на нефть. За этот период стоимость одного барреля нефти возросла почти на 20% — с $72 до $86, — что привело к росту котировок на нефтепродукты. В то же время гривна ослабла по отношению к доллару на 1,30 грн/долл», — объясняют они.
Представители ассоциации признают, что ни власти страны, ни операторы автозаправочных станций не могут повлиять на рост мировых цен на нефть и нефтяные котировки. При этом они отмечают, что повышение стоимости топлива можно приостановить благодаря снижению акцизных ставок, что позволит снизить стоимость топлива и не потерять в отчислениях в государственный бюджет.
На сегодняшний день в состав Ассоциации входят 14 крупнейших оптовых, розничных, добывающих, перерабатывающих компаний, представляющих национальный, международный, частный и государственный бизнес. Среди них WOG, ОККО, Shell, AMIC Украина, Socar, KLO, Параллель, SunOil, Glusco, Газтрон, Укргазвидобування, Центрнафтогазпостач, а также оптовые поставщики БНК-Украина и Альянс Оил Украна.