1 марта «Нафтогаз» перечислил предоплату за мартовские поставки газа, а «Газпром» сразу же вернул деньги обратно, сославшись на невозможность начать экспорт из-за отсутствия дополнительного соглашения к действующему контракту. Более того, на следующий день руководитель российской компании Алексей Миллер объявил о незамедлительном расторжении контрактов с «Нафтогазом» на поставку и транзит.
«Газоснабжение и транзит никогда не должны быть политическим оружием. Мы ожидаем, что «Газпром» будет поставлять газ по транзитному трубопроводу Украины в соответствии с решением Стокгольмского арбитража. Россия должна доказать, что является надёжным поставщиком газа», — написала в своём микроблоге Twitter официальный представитель Госдепартамента Хизер Науэрт.
Gas supply and transit must never be a political weapon. We expect #Gazprom to supply gas to #Ukraine's transit pipeline per Stockholm Arbitration decision. #Russia should prove it is a reliable gas supplier.
— Heather Nauert (@statedeptspox) 2 марта 2018 г.
Источник РБК в «Газпром-экспорте» сообщил, что процедура расторжения контракта с «Нафтогазом» в Стокгольмском арбитраже не означает незамедлительного прекращения транзита через территорию Украины, поскольку для разрыва соглашений необходимо выполнить юридические процедуры, а это требует некоторого времени. Информацию подтвердил и официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.
«В случае если стороны в течение 30 дней с момента возникновения какого бы то ни было спора или разногласия не смогут прийти к взаимоприемлемому решению, то любой спор, разногласие или претензия в связи с настоящим контрактом либо его нарушением, расторжением или недействительностью будут окончательно разрешены путем арбитража в соответствии с регламентом Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма», — говорится в тексте контракта на поставку газа от 2009 года.
Главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил, что в скором времени компания панирует направить «Газпрому» новое письмо с предложением о пересмотре тарифа на транзит российского газа в Европу. Если стороны не придут к договорённости в течение месяца, то Киев обратится в Стокгольмский арбитраж по этому вопросу.