Власти страны планируют 1 января 2017 года запустить  Национальное общественное телевидение Украины, которое объединит государственные телеканалы «Первый» и «Культура», 25 областных телеканалов, а также радиостанции «Украинское радио», «Проминь», «Культура» и сеть областных радиостанций. 

«Я не вижу сейчас причин, почему и через какие преграды может быть сорван процесс системы общественного вещания на Украине. До конца года все точные нормативно-правовые документы будут закрыты. С 1 января должен на полную мощность заработать тот проект, который называется общественное телевидение, общественное радио Украины», — заявил министр информационной политики Украины Юрий Стець.

В новый год —  с общественным телевидением

Первичная профсоюзная организация Национальной телекомпании Украины выразила крайнее негодование планами правительства. Они возмущены отсутствием открытого обсуждения программной политики, концепции канала и сетки вещания, а также угрозой закрытия 95% программ собственного производства. Кроме того, на работу на общественном телевидении 1 января поступят 7 тысяч сотрудников, а спустя несколько месяцев их количество сократится до 2 тысяч.

«Устав Национального общественного телевидения Украины должен быть утвержден как можно скорее; 8 министерств, уважаемые господа министры, я очень прошу, мы готовы встретиться с членами комитета, журналистами. Прийти к вам и согласовать все нюансы, которые у вас возникают по уставу, чтобы в течение месяца этот устав появился. Если мы до Нового года этого не сделаем, мы на год отложим реформу», — предупредила депутат от фракции «Народный фронт» Виктория Сюмар.

Проект общественного телевидения реализуется на базе Национальной телекомпании Украины, которая за последнее время столкнулась с рядом серьезных проблем. Прежде всего, заявление об увольнении по собственному желанию написал руководитель телекомпании Зураб Аласания. 2 ноября Кабинет министров удовлетворил его просьбу. Генеральный директор заявил, что к такому решению его подтолкнули сложности с финансированием проектов «Евровидение-2017» и общественного телевидения: в государственном бюджете на следующий год заложена всего половина от необходимой суммы (около 900 млн гривен). Также Киевский городской совет отменил решение о выделении 200 млн гривен на проведение главного музыкального конкурса.

Однако дело не только в отсутствии средств, но и в непрофессионализме руководства Национальной телекомпании Украины и лично Зураба Аласании. В 2014 году новое руководство Госкомтелерадио и НТКУ разорвало договор о создании украинской версии Euronews из-за экономической нецелесообразности и отсутствия возможности влиять на содержимое передач на международном канале. Разойтись полюбовно не удалось и в результате проигранных судебных разбирательств украинская сторона должна выплатить Euronews € 11 млн, или 300 млн гривен. Эта сумма сопоставима с половиной бюджета НТКУ за 2016 год.

В новый год —  с общественным телевидением

После увольнения Аласании многих мучил вопрос о его преемнике. Депутат Верховной Рады Мустафа Найем, ссылаясь на собственные источники, сообщил на своей странице в Facebook, что этот пост займет его коллега по Блоку Петра Порошенко, приближенный к Администрации президента и традиционно курирующий скрытую и открытую информационную поддержку главы государства. Хоть он и не называет имени, но понятно, что речь идет о Вадиме Денисенко. Хоть председатель Госкомтелерадио Олег Наливайко отрицает эту информацию, но издание «Украинская правда» сообщает, что от его кандидатуры отказались лишь утром 2 ноября.

По словам Наливайко, одним из главных претендентов на должность генерального директора Национальной телекомпании Украины стал первый заместитель Аласании Александр Харебин. Именно он займется подготовкой к проведению «Евровидения-2017». Однако мнение кандидата станет известно только после окончания отпуска, который он проводит в Дубае.

Получится ли у нового руководителя ведомства решить проблемы, оставленные Аласанией, покажет время и качество организации крупнейшего вокального конкурса Европы.