Три миллиарда и время, чтобы убежать

В Украине разгорается один из самых громких коррупционных скандалов со времен победы Майдана. Глава Национального бюро расследований Артем Сытник заявил о задержании членов преступной группировки в количестве 20 человек, а также о суммарных убытках в 3 млрд грн от ее деятельности. Тем временем, Специализированная прокуратура подготовила представление о лишении неприкосновенности народного депутата Александра Онищенко, названного лидером ОПГ. Представление должен подписать Генпрокурор, но Юрий Луценко по странному стечению обстоятельств – в командировке. В Европарламенте он отчитывается о ходе реформ в Генпрокуратуре. Тем временем, СМИ уже сообщают о том, что Онищенко мог покинуть Украину. Депутату явно оставили удобное временное окошко, чтобы ретироваться.

Речь идет о продаже сжиженного газа «Укргаздобычи» структурам покойного Игоря Еремеева (сеть АЗС WOG) по заниженной цене. Кроме того, газ, предназначенный согласно закону для потребностей населения, уходил сторонним фирмам. В схеме были задействованы работники самой госкомпании, сотрудники биржи и, вероятно, «Нафтогаза» и Минэнерго. Столь масштабное воровство просто не могло идти мимо чиновников самого высокого ранга.

Дело «Укргаздобычи» во многом похоже на события, которые разворачиваются вокруг «Укрнафты». В первом, как и во втором случае, речь о продаже ресурса госкомпании по заниженной цене и неуплате налогов. Только в случае «Укрнафты» дивиденды от этого получает олигарх Игорь Коломойский, владеющий 43% акций компании. А во втором – представители политической силы, которая и проходила в парламент лишь с одной целью – продать свои голоса за кресла менеджеров госкомпаний. Депутатская группа «Воля народа» по количеству парламентских штыков сравнима с «Батькивщиной». Но в отличие от последней «Воля» не имеет политических интересов – только экономические.

В «Укргаздобыче» воровали при Кучме, при Ющенко, при Януковиче. Из этой формально убыточной компании вывели миллиарды гривен и при Порошенко. Компания всегда была дойной коровой для «Нафтогаза», существование которого – самое яркое доказательство отсутствия видимых реформ в газовой сфере. Разделение «Нафтогаза», независимость его дочерних компаний были одной из главных реформ, заявленных новыми властями. Но в большом газовом супе под названием «Нафтогаз» деньги намного легче пристают к рукам, нежели в рамках одной прозрачной компании с минимумом дочерних подразделений.

Сложная управленческая вертикаль «Нафтогаза» — не менеджерская фишка. Главное в этом – коллективная ответственность, дубляж полномочий, хаос. Руководители компании, их заместители, правление, наблюдательный совет, двойное подчинение – материнской компании и министерству – создают столь благоприятную почву для воровства, что удержаться просто невозможно. Деньги блокируют волю, подавляют страх. И даже высокая (миллион гривен в год) зарплата нового руководителя «Укргаздобычи» Олега Прохоренко не спасет компанию. Что миллионы, если перед глазами – миллиарды.

Просроченная платежка и судьбы родины

С 1 июля тарифы на тепло и горячую воду в Украине в среднем вырастут на 75-90%. Решение Нацкомиссии регулирования рынка электроэнергии и коммунальных услуг вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Мэр Киева Виталий Кличком обратился к президенту и правительству с просьбой пересмотреть решение независимого регулятора. Мотивировка – Кличко опасается срыва отопительного сезона вследствие роста неплатежей населения. Тем временем лидер «Радиальной партии Олега Ляшко» даже подал в Окружной суд Киева иск с требованием отменить предписание НКРЭКУ.

Просто взять и отменить решение Комиссии невозможно. Хотя бы по той причине, что это вызовет моментальное банкротство теплопоставляющих организаций. В свою очередь те перестанут рассчитываться с «Нафтогазом», тот запросит еще больше бюджетных дотаций и далее по цепочке вплоть до кредитов МВФ.

На самом деле мы наблюдаем очень простую картинку. Нежелание повышать эффективность работы государственных и частных компаний компенсируется ростом тарифов. Пересмотр тарифов – пожалуй, единственное реформаторское действие, которое удается правительству. Тарифы повышают радостно и даже с опережением графиков. Но предел тарифной реформе действительно существует. И имя ему – кризис неплатежей. Можно, конечно, вводить санкции – принимать законы об описи имущества должника, не выпускать за границу вследствие неоплаченных платежек. Но репрессивные меры в стране, где уровень реальных доходов граждан снизился в три раза за три последних года, не слишком эффективны.

С другой стороны, исчерпаны резервы популизма. Не повышать тарифы нельзя, ведь реальную себестоимость ресурсов, будь то нефть, газ, уголь, электроэнергия вкупе с коррупционным налогом (см. предыдущую новость) никто не отменял. «Киевэнерго» всячески препятствует установке квартирных счетчиков тепла в старых домах по одной простой причине – экономия жителями тепла невыгодна компании, которая зарабатывает на обороте и дотациях, но инвестирует в оборудование, приборы учета и энергоэффективные технологии. «Нафтогаз» не заинтересован в снижении тарифов на газ, потому что тогда колоссальную неэффективность и еще более колоссальное воровство просто нечем будет крыть. Президент и правительство не заинтересованы реформировать «Нафтогаз», поскольку тогда нечем будет торговать с фракциями, группами и отдельными депутатами за голоса в парламенте, зыбкая коалиция рухнет окончательно. За перевыборами в парламенте могут последовать внеочередные выборы президента. А это смена элит. Элиты нынешние этого не хотят.

А ведь все начинается с одной просроченной платежки.

ТНК вместо ФПГ

Американские политконсультанты Нил Абрамс и Стивен Фиш дали Украине собственные совершенно бесплатные рекомендации по деолигархизации украинской системы госуправления. Шаг номер один – перевыборы парламента и президента. Во главе государства, по мнению экспертов, должен стать новая, «не входящий в посткоммунистический истеблишмент», элита.

Шаг второй – приватизация государственного имущества. Это, по мнению Абрмса и Фиша, позволит пресечь заработок олигархов, который строится на неформальном контроле над госсобственностью. Шаг номер три – индульгенция для олигархов в виде однократного налога на украденные/несправедливо приватизированные активы.

В статье журнала Foreign Policy, где и опубликованы рекомендации специалистов, нет ответа только на один вопрос: кто заполнит освободившуюся после «изгнания олигархов» нишу в стране, которая уже сейчас фактически находится под серьезным внешним влиянием, критически зависит от денег иностранных доноров и МВФ, не является экономическим самостоятельным экономическим субъектом и страдает от перманентного военного конфликта, а с потерей Крыма – и комплексом территориальной неполноценности?

Ответ на этот вопрос прост – транснациональные корпорации. Именно ТНК должны прийти на смену финансово-промышленным группам (ФПГ). До сих пор ТНК встречали яростное сопротивление местных элит, оборонявших свою территорию. А в случае неожиданного прорыва в нишу потенциальному покупателю выкатывали непомерную цену за актив. Так, например, было с «Криворожсталью» и купившей ее компанией Лакшми Миттала.

Теперь активы в Украине стоят дешево — цену не задерут. Осталось устранить последнее техническое препятствие — местные олигархические группы. ТНК идут, ТНК дорогу!