Федеративный междусобойчик


Украинские регионы пока робко, несмело требуют от Киева хоть каких-то подвижек в вопросах децентрализации. Последний пример — в своем обращении к президенту и премьеру депутаты Одесского облсовета просят рассмотреть вопрос о заключении договора между правительством и местным советом о распределении полномочий.
Действительно, речь уже не о повышении эффективности государственного управления, а о банальной нехватке денег на самое необходимое — текущие ремонты дорог, крыш, вывоз мусора и тому подобное. В разрекламированной децентрализации Киев увидел возможность спихнуть часть ответственности на местные элиты. В бюджетном и налоговом кодексах в строках расходования средств появилась универсальная формулировка «на усмотрение местных советов». Депутаты, большинство из которых — оголтелые популисты — радостно жмут кнопки «за». За надбавки учителям и врачам, за финансирование льгот пенсионерам и участникам АТО, за выделение этим же атошникам земли и прочее и прочее. Мэра и их замы — исполнители хотелок депутатов — после тщетных поисков денег и земли под них, успешно забывают в голосовании.
Количество невыполненных собственных решений переходит в качество. Так умирает власть. Сначала центральная, затем — избранная, на уровне регионов. Но пока что это лишь игра. В сфере политического PR есть такой бесхитростный прием: низы формулируют заранее подготовленный запрос к власти — власть на него отвечает. Дальше — эфиры, газетные публикации, продвижение в интернет. Аналогичная pr-технология 2.0 выглядит иначе: верхи дают посыл — низы подхватывают. За несколько дней до демарша депутатов одесского облсовета премьер Владимир Гройсман заговорил на свою любимую тему — тему децентрализации, пообещав спустить на нижние уровни абстрактные 30% принимаемых правительством решений. И вот Одесса просит оформить это обещание в договорные отношения. Контракт составлен, децентрализация свершилась.
Сбор большинства налогов на местах?— Не слышали. Представительство регионов в центральных органах власти, будь то двухпалатный парламент или другой механизм?— Не знаем. Вот вам ваши 30%. Поди их посчитай.
Все деньги на капитальное строительство — в руках Киева. Если ты хочешь прослыть хорошим градоначальником — построить мост через реку, реанимировать аэропорта, возвести завод по переработке мусора — ты должен лететь в Киев, лежать под кабинетами министров, выбивать денег. А не лежишь, не просишь — значит, плохой градоначальник, не патриот родного края. Именно в парадигме «просящий — дающий» строились взаимоотношениям между Киевом и регионами все время независимости. Это очень удобно.


Небоевые потери


Во Львове — масштабная техногенная катастрофа. Несколько дней горит свалка, что в селе Грибовичи в 15 км от областного центра. Реальная угроза отравления Львова с его 800 тысячами жителем токсичными продуктами горения свалки заставила направить туда расчеты Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. В результате мусорного оползня под завалами погибли трое спасателей, один работник свалки числится пропавшим без вести. Тем временем мэру Львова Андрею Садовому, лидеру вышедшей из парламентской коалиции партии «Самопомощь», депутаты горсовета хотят выразить недоверие в сессионном зале. В авангарде травли — партия «Свобода», лишившаяся постов правительстве, но все еще сохраняющая свое влияние на Западной Украине.
Так трагедия, причины которой лежат в порочной системе госуправления, превратилась в местечковые политические разборки. Львов числится в лидерах по показателю инвестиционной привлекательности среди украинских городов. Однако же сама Украина в рейтингах конкурентоспособности — на последних позициях. Передовые позиции Львова позволяют городу привлекать так называемых «инвесторов короткой позиции». В прошлом году во Львовской области с помпой отрылось производство компонентов для авто японской компании Fujikura. На мероприятии присутствовали первые лица государства — упомянутый Андрей Садовый, президент Порошенко.
Репутации Львова вполне достаточно, чтобы открыть небольшое предприятие, где за недорого работают квалифицированные работники, но репутации страны не достаточно для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов, таких как строительства новых полигонов бытовых отходов и заводов по переработке этих отходов. Срок окупаемости таких проектов слишком велик, а доверие к стране слишком низко. А потому даже дешевая рабочая сила для инвесторов таких проектов — не аргумент. И пока в этом смысле на Украине ничего не изменится, рядом с новеньким японским заводом будет гореть одна из самых больших в мире свалок.


Создать проблему — решить проблему


Вслед за новостью о том, что в Киеве переименовали 95% улиц, подпадающих под закон о декоммунизации, тут же последовала другая. Украинский Институт национальной памяти Владимира Вятровича заявил, что собирается издать путеводитель по декоммунизированным улицам. Необходимость выпуска книги — нужно дать людям понять, «что именно имеется в виду под новыми названиями, чтобы люди понимали, в честь кого названы улицы в том или ином районе столицы». Проект реализуется совместно с киевской властью и, судя по всему, за деньги столичного бюджета. Недовольные сменой привычных названий киевляне отныне смогут удовлетворить свое любопытство прочтением путеводителя. А Институт национальной памяти обкатанную в столице схему по освоению местных бюджетов сможет тиражировать и в других крупных городах, по которым прошлась декоммунизация.